Как подобрать помещение и какие технические параметры необходимо соблюдать?
Мы решили поговорить с несколькими бизнесменами, чтобы узнать какие требования нужно соблюдать при аренде помещения для бизнеса
На узбекском языке читайте по ссылке.
Редакция Kapital.uz cовместно с Payme Business продолжает публиковать материалы в рамках спецпроекта «Бизнес академия». Тема очередного выпуска: «Подбор помещения. Технические требования». Побеседовали с основателем кофейни B&B Coffee House Жахонгиром Умаровым, учебного центра Cambridge Джахонгиром Пулатовым и выяснили, какими правила руководствуется предприниматель прежде чем отобрать помещение для запуска очередного филиала, какими бюджетами располагать и на что обращать внимание в первую очередь.
Вопрос локации, района и близлежащей инфраструктуры должен волновать вас в первую очередь. Наличие бизнес и торговых центров, офисов и прочих деловых элементов города будут жирными плюсами для размещения. Всегда обращайте свой взгляд на автомобильный и пешеходных поток, видимость с проездной части, наличие количества парковочных мест, территории для возможной летней площадки.
Обращайте свое внимание на наличие трехфазного электричества, иначе нет смысла рассматривать локацию, потому как большинство стратегически важного оборудования работает на определенных мощностях. Дополнительной «плюшкой» для вас — будет естественное освещение.
Мы также смотрим на наличие центрального отопления. Отсутствие его, правда, не играет большой роли, в таких случаях мы обходимся электрическими или газовыми котлами. К слову, такая же ситуация обстоит с газом. В отсутствии постоянного потока, мы заменяем его электричеством.
Согласно нашему формату, мы решили, что рассматривать помещение, меньше 150 кв.м., мы не будем. Кроме того, мы обращаем внимание на высоту потолков, потому как при наличии необходимой высоты, мы можем рассматривать вариант добавления антресольного этажа. Зачастую мы подбираем помещение около 180 — 200 кв.м.
Цены на аренду на рынке имеют очень широкий диапазон. Они могут варьироваться от $7 до $30 c лишним. В нашем случае, на аренду мы можем позволить себе 15-20$ за кв.м, в месяц. Все зависит от ваших возможностей и от вашей бизнес модели.
Что касается документации, при аренде помещения, заключается договор между владельцем помещения (будь то юридическое или физическое лицо) и юридическим лицом/компанией с нашей стороны. Со стороны арендатора необходимо наличие гувохномы и паспорта директора, со стороны арендодателя нужно предъявить кадастр и паспорт владельца помещения.
Также будет полезно запомнить, что если вы собираетесь открывать бизнес в сфере общепита, то необходимо будет открыть медицинские книжки на каждого сотрудника, а также изучить объемный документ, в котором расписаны необходимые требования СЭС по содержанию помещения. Здесь расписаны основные правила, вроде таких, как соблюдение необходимого расстояния между кухней и санитарными узлами.
Внутри кофейни.
Мы стараемся, чтобы у 70% столов были розетки, так как в наших заведениях часто сидят посетители, работающие на ноутбуках. Wi-Fi для гостей и сотрудников мы используем в некоторых из них. До недавнего времени тарифы для юридических лиц стояли неоправданно дорого и приобретать большой трафик, чтобы хватало на большое количество подключений, было невыгодно. Сейчас, к счастью ситуация изменилась — мы тратим порядка 4 000 000 сум в месяц.
Площадь для бара и кухни вы должны рассчитывать исходя из того, какого формата кофейню собираетесь открывать. Наше меню предполагает наличие необходимого оборудования — это кофе-машина, газовая или электрическая плита, пароконвекционная печь, холодильники, витрины, морозильные камеры и много чего еще по-мелочи. По этой причине мы выделяем на все 15-20 кв.м площади. Чтобы приобрести необходимый перечень оборудования, вы должны рассчитывать бюджет на $20 000 минимум.
Что касается оформления, то заказать проект дизайна стоит в районе $15 за квадрат. Так, гонорар за дизайн помещения площадью 200 квадратов составит порядка $3000.
Расходы на отделку зависят от подготовленности помещения: возможно, придётся потратиться на проведение коммуникаций (электричество, вода, канализация, газ). Дорого обходится система вентиляции — в среднем от 80 млн сумов, в зависимости от типа дома, этажа, наличия подвала.
Ну и на финал, никогда не забывайте про «финансовую подушку», на которую вы сможете рассчитывать, пока не выведете свой бизнес в плюс. Если у вас нет средств с запасом, то запускать собственное заведение — практические бессмысленно.
Львиную долю аудитории учебных центров составляют студенты и учащиеся образовательных учреждений, которые передвигаются по городу на общественном транспорте — это метро, автобусы и маршрутные такси. По этой причине первостепенно конечно обращать внимание на локацию, а именно на наличие метро рядом и автобусных остановок.
Кроме того, желательно приобретать помещение на первой линии, для того, чтобы логотип вашего учебного центра мелькал перед глазами пешеходов. Здесь нужно отметить, что расположение на первой линии также дает дополнительное преимущество — есть процент прохожих, которые импульсивно заходят узнать условия обучения, либо заглядывают, так как учебный центр по пути на работу или домой. Также, немаловажную роль играет естественное освещение.
Бонусом будет служить соседство с образовательными учреждениями, будь то — школа, колледж/лицей или университет. Родители учащихся, либо сами учащиеся могут заинтересоваться вашими курсами и также зайти по причине близкого расположения к месту учебы.
Не стоит забывать также, что подбирать помещение стоит на первом этаже, потому как это самый удобный вариант, но обойдется вам дороже, чем второй или третий этаж. Последний, кстати, также приемлем в некоторых случаях.
Для приобретения помещения, вам, как владельцу необходимы следующие документы:
- гувохнома (документ, говорящий о том, что вы открыли юридическое лицо);
- возможно, может понадобится устав.
От владельца помещения необходимо требовать:
- право на владение помещением;
- кадастр.
Вот и весь перечень документов, который необходим для приобретения помещения.
Что касается СЭС, то вам необходимо будет подать заявку в отделение СЭС на то, чтобы представители инстанции посетили с проверкой ваше помещение и удостоверились в его пригодности к использованию.
Санитарно-эпидемиологическая служба также может запросить ряд следующих документов:
- устав и приказ на директора;
- гувохному;
- копию паспорта директора.
В результате, справку они предоставят в течение 10 рабочих дней.
Минимальная площадь для начинающего предпринимателя, который хочет открыть учебный центр — это 200 кв.м. Это 5 кабинетов, холл, комната для преподавателей и респешн.
Если у вас сильный бренд с достаточным потоком желающих — вы можете приобрести помещение в 2000 кв.м., но если картина пока что обстоит не так, советую не брать помещение больше 600 кв.м. При случае, если вы переборщите с площадью, есть большой риск нести большие убытки из-за аренды.
Из расчета, что оптимальная площадь учебного кабинета 25-30 кв.м., в помещении желательно размещать максимально 15 студентов. Расположить рабочие столы можно буквой “П” по периметру помещения, расставить столы индивидуально или попарно.
Перечень необходимой мебели следующий — 16 стульев с партой (включая преподавателя), одна доска, проектор и шторы для нее, это минимальный набор того, что вам будет необходимо первое время. В учительскую комнату необходимо приобрести пару стационарных компьютеров и столько же принтеров для распечатки раздаточного материала.
Если мы возьмем в пример одну комнату, то необходимые расходы будут составлять следующую сумму:
- вся мебель, включая доску — 1000$;
- проектор — 500$;
- ноутбук — 500$;
- принтер — 300$.
В холле необходимо иметь ресепшн, с 2-3-мя рабочими местами и кассой, а также зону для ожидания, с диванами и креслами. В более расширенном варианте, было бы неплохо иметь также помещение в 500 кв.м., чтобы была возможность проводить мероприятия.
Обращайте внимание на детали, вроде розеток, точек освещения и прочих элементов. Розеток желательно от 2 до 4, из которых два для преподавателя и два для учеников, которым возможно будет необходимо подзарядить свои гаджеты.
Освещение не должно быть чересчур ярким и бить в глаза, что сильно отвлекает учеников. Оптимальное количество ламп на помещение в 30 кв.м. — восемь штук, каждая мощностью в 18 Вт.
Кондиционирование рекомендую использовать канальное, которое предполагает наличие вытяжки, что также важно в замкнутом пространстве. Кассетные кондиционеры немного неудобны тем, что идет только обдув холодной водой и его дальнейшая циркуляция.
Сан.узлы желательно сделать раздельные, по две комнаты в каждом, чтобы было максимально комфортно преподавателям и студентам. Кухни, как таковой вам не нужно — достаточно иметь гостевую комнату, в которой будут холодильник и микроволновая печь с обеденным столом.
Для учебного центра не принципиально есть ли газ в наличии. Необходима горячая и холодная вода для рук. Лучше обратите внимание электроэнергию, для учебных курсов желательно наличие электричества мощностью 380 Вт., к примеру, для кондиционера.
Для поиска подходящего помещения под организацию предпринимательской деятельности, в нашем случае салона красоты, были привлечены риэлторские компании Ташкента. Нами были сформулированы основные требования к коммерческим помещениям для работы агентов. К примеру:
— удобная локация и соседство салона красоты с различными “маяками” города. Важно, чтобы гостям нашего салона одинаково удобно было добираться до места. Также, немаловажным фактором являются узнаваемые ориентиры поблизости от салона. Ведь надо признать, что ташкентцы ориентируются в большинстве не по улицам и точным адресам, а по ориентирам. В настоящее время, по истечении года работы (26 августа годовщина открытия салона) в поисковиках, службах такси и навигаторах при наборе названия Beauty Point или просто BP появится точное местоположение салона;
— такой фактор как проходимость локации не считался определяющим, так как изначально, на основе собственного опыта, салон позиционировался как место, в котором должны работать мастера с хорошим профессиональным уровнем. А как известно, к хорошим мастерам случайные мимо проходящие клиенты крайне редко попадают на процедуры. В основном это происходит по предварительной записи;
— развитая инфраструктура. Вокруг салона имеется множество бизнес–центров, точек общепита, торговые центры, парки, прогулочные дорожки, доступность всех видов транспорта. Потенциальному посетителю удобно добраться до салона, а также провести деловые встречи, провести с пользой и удовольствием свой досуг;
— стоимость аренды. Немаловажным фактором является адекватность стоимости аренды исходя из показателей арендной платы за коммерческую недвижимость на рынке. Поэтому необходимо провести маркетинговые исследования по этому вопросу, как самостоятельно, так и при помощи специалистов;
— найти правильного арендодателя. Нам в этом отношении повезло, наш арендодатель в сложных ситуациях стремится принять совместно с нами взаимовыгодные условия.
Например:
- мы сняли помещение, находящееся в процессе ремонта. Поэтому были учтены по возможности наши пожелания к планировке. Также были разделены расходы на отделку и техническое оснащение;
- договоренность об аренде помещения была достигнута в преддверии первого карантинного локдауна, на период которого, арендодатель дал салону серьезные льготы;
- в настоящее время, когда повсеместно бизнес испытывает определенные трудности и продолжается действие различных карантинных ограничений, нестабильность поставки электроэнергии и пр., мы с хозяином помещения находим взаимоприемлемые решения вопросов, которые не наносят серьезных убытков обеим сторонам и позволяют держаться на плаву.
Необходимая площадь для работы зависит от представления, что называть салоном красоты. У нас в городе есть разные салоны и нет определенного стандарта. Салон салону рознь. Надо определиться сколько человек будут работать в салоне, какого профиля мастера, какие услуги будут оказывать. Индустрия красоты не стоит на месте. Если в одном месте собрать все услуги, то получится помещение размером с торговый центр.
В нашем случае мы решали вопрос с циркуляцией воздуха, так как половина салонов находится в подвальном помещении. Мы спланировали и смонтировали вентиляционную систему. Также внимание было уделено месту встречи гостей, зоне ожидания, санитарным узлам, зоне отдыха персонала и конечно же местам работы мастеров по профилям.
Особое внимание следует уделить внутренней электросети и её возможностей удерживать нагрузки. Водоснабжение и канализация должны быть продуманы заранее, в местах оказания соответствующих услуг (стрижка, педикюр и т.д.)
Розеток и точек освещения должно быть достаточно много, мы до сих пор устанавливаем дополнительные точки. Кондиционирование — это обязательное условие организации комфортного времяпровождения гостей и работы мастеров. Также важным моментом является наличие парковочных мест для авто посетителей и работников салона. В настоящее время это ключевая потребность.
Места работы мастеров начинаются от 6 кв.м и зависят от характера оказываемых услуг. Для мастеров ногтевого сервиса (маникюр), например, достаточно и 4 кв.м, а для косметологических услуг не менее 12 кв.м.
Регламентированного расстояния между мастерами нет. Пространство между рабочими местами должно обеспечивать удобную работу мастера, перемещение людей, исключение травмоопасности и пожарную безопасность. Для исключения скопления людей в одном месте организуются зоны ожидания.
Много времени было потрачено на изобретение, разработку и создание оригинальной торговой марки. В настоящее время работаем над регистрацией торгового знака, так как столкнулись с проблемой плагиата и новыми требованиями столичной администрации. В первом случае выпускник наших учебных программ, который после стажировки осуществляет деятельность заграницей заметил полное копирование нашего товарного знака у одного из салонов той местности. Помимо отрицательного момента, мы с другой стороны гордимся, что разработали такой логотип, который захотели «сплагиатить».
Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ