Почему контрафактная продукция опасна и как с ней бороться

Издревле к производству спиртных напитков относились с особой осторожностью – любая оплошность могла дорого обойтись всем. В наше время каждая бутылка проходит особый контроль и проверку на качество и состав, если конечно производится легально. А если не легально?

Почему контрафактная продукция опасна и как с ней бороться

По подсчетам ВОЗ, около 25% всего алкоголя, потребляемого в мире, является контрафактным и его употребление может привести к развитию опасных заболеваний или даже к летальному исходу. «Серый» алкоголь производится незаконно, без соблюдения необходимых требований, стандартов качества и безопасности продукта. И ответственности за контрафакт никто не несет, когда в случае с легальным напитком он имеет марку и законного производителя.

В октябре 2021 года в Екатеринбурге (РФ) 24 человека погибло после употребления метилового спирта, купленного в одном из районов города. В Оренбургской области (РФ) было зафиксировано массовое отравление суррогатным алкоголем – 17 человек погибло, 16 находились в больнице. Анализы биологоческих жидкостей пострадавших показали наличие чистого этанола – смертельного яда.

Аналогичные случаи наблюдались и в странах Европы – Чехии, Польше и Словакии – 51 летальных исходов.

Поддельные алкогольные напитки изготавливают из ненадлежащего сырья или с нарушением технологий. В итоге, они могут содержать вредные примеси различных веществ, которые способствуют поражению печени, почек, глаз, центральной нервной системы. Итог плачевный.

Поэтому, борьба с контрафактом алкогольных напитков очень важна. Многие развитые страны мира относятся с особой осторожностью к производству и надзору качества данного вида продукции, а их нарушение влечет огромные штрафы и лишение лицензий. Если же это незаконное производство – вплоть до уголовной ответственности.

Но мошенники умудряются подделать и акцизные марки, и этикетки на напитках – внешне все очень схоже, но это контрафакт! Эффективное решение проблемы предлагает цифровизация системы маркировки Asl Belgisi. Суть системы – отслеживание каждой единицы товара и предоставление потребителям инструмента общественного контроля, для этого разработано одноименное мобильное приложение. Data Matrix код на упаковке или таре содержит информацию о товаре, при его сканировании же подтверждается подлинность товара или можно получить сигнал о неизвестном происхождении напитка. Это дает потребителю возможность выбора спиртного или смертельного напитка.

Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20.11.2020 № 737 «О введении системы обязательной цифровой маркировки отдельных видов товаров», 1 января 2021 г. был дан старт обязательной цифровой маркировки товарной группы «Алкоголь». С 1 января нынешнего года реализация продукции данной товарной группы без кодов маркировки запрещается.

«С момента запуска цифровой маркировки производителями было нанесено более 349 млн. кодов на алкогольную и более 183 млн. кодов на пивную продукцию. Общее количество компаний, которые сотрудничают с оператором системы и заказывают коды – 87. Это как местные производители, так и импортеры. Все заводы и пивоваренные выпускают уже промаркированную продукцию. Сегодня потребители имеют возможность проверить подлинность напитков до их покупки. Насчитывается более 10 тысяч активных пользователей мобильного приложения Asl Belgisi», — сообщил Менеджер товарной группы «Алкогольная продукция» оператора системы CRPT Turon Тимур Иргашев.

Внедрение системы дает свои результаты. По подсчетам ГНК, сборы с акцизного налога выросли, по сравнению с 2020 годом на 20% и составили 12,779 млрд.сум.

«Сборы от акцизного налога составляет 10% от общей доли поступлений в государственный бюджет. Цифровая маркировка способствовала увеличению общих сборов, доля которого за прошедший 2021-год выросла на 20%. Половина этих поступлений приходится на алкогольную продукцию,» — прокомментировал старший инспектор Государственного Налогового Комитета Ахмадбек Файзиев.

«Во-первых, изучая рынок алкогольной продукции Узбекистана, в 2017-2018-годах мы привлекли несколько компаний, чтобы собрать информацию о ситуации на данном рынке. При анализе собранной информации выяснилось, что на рынке реализации алкогольной продукции присутствует контрафакт, который имеет сомнительное качество и происхождение и, возможно, является небезопасным для потребителя, негативно влияет на общий бюджет Республики, поскольку с контрафактной продукции не уплачиваются акцизные сборы», — прокомментировал внедрение системы первый заместитель директора СП ООО «Премиум Узбекистан» Александр Жуков, — «Внедрение системы цифровой маркировки позволит максимально исключить из оборота нелегальную продукцию. Конечно, добросовестные производители, при этом, незначительно потеряют в деньгах, за счет приобретения и установки некоторого дополнительного оборудования и программного обеспечения, однако благодаря цифровой маркировке, они имеют возможность увеличить объёмы своих производств за счет исключения из оборота и реализации в торговых точках нелегальной продукции и, соответственно, роста оборота легального рынка».

Очень важно, что сами потребители стали активно проверять продукцию. Мобильное приложение Asl Belgisi предоставляет всю информацию о товаре и производителях, а также подтверждает его подлинность. Если система не считывает код – то это сигнал, который требует быть более бдительным к выбору, потому что это может быть тем самым контрафактом или незаконной продукцией!

«При покупке спиртных напитков всегда обращаю внимание на наличие кода маркировки. Сканирую код и получаю полную информацию о приобретаемой продукции. На таре может быть не указана дата производства, а у всего есть срок годности. По этому коду можно узнать дату изготовления и место изготовления (завод), даже состав. И из этого делать вывод о качестве продукции. Попадает продукция, которая не проходит регистрацию кода по приложению, это уже не беру. Защита нашего здоровья — в наших руках», — рассказал Тахир Галипшин, пользователь мобильного приложения.

Если на рынке есть спрос, значит будет и предложение. К сожалению, не всегда легальное, качественное и подлинное. Но если у потребителя есть возможность выбора между «настоящим» и «серым», то право голоса за спиртным или смертельным напитком остается за ним.

Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ

tg