Более 9 лет
на рынке

12 000 +
клиентов

14 сценариев
оплат

О Payme Business

Это уникальное ИТ-решение для предпринимателей, которые хотят законно получать моментальные платежи от клиента без использования классического торгового оборудования. Payme для бизнеса позволяет легко управлять и следить за своим бизнесом из любой точки планеты, принимать стратегические решения и получать отчеты о проведенных финансовых операциях с максимальной прозрачностью.

Payme Business — это универсальное решение, оно подходит для интернет-магазинов, всевозможных оффлайн торговых точек, служб такси и логистических компаний, автосервисов, отелей и хостелов, для оплаты услуг страховых агентов, курьерских служб и служб доставки, риэлторов, врачей, переводчиков, гидов, нотариусов и др. специалистов! Список бесконечный!

Более 10.000 компаний уже выбрали Payme, расширили свои возможности в части взаиморасчетов с клиентом и активно зарабатывают деньги!

О спецпроекте

Payme Business и Kapital.uz запускают спецпроект «Бизнес академия». Впервые мы собрали в одном месте ответы на все вопросы начинающих предпринимателей, связанные с бизнесом, с момента его открытия и вплоть до его грамотной ликвидации.

Вы разберетесь, как:

  • открыть свое дело;
  • привлечь инвестиции;
  • раскрутиться;
  • грамотно закрыться, и многое другое.

Спецпроект включает в себя интерактивные тесты, практические советы от предпринимателей, юристов и прочих опытных экспертов.

Как и в каких случаях открывать ИП, ЧП, СП, ООО?

Важный шаг на старте бизнеса — правильно выбрать организационно-правовую форму

Как и в каких случаях открывать ИП, ЧП, СП, ООО?

На узбекском языке читайте по ссылке.

Важный шаг на старте бизнеса — правильно выбрать организационно-правовую форму. Какие нюансы стоит учесть, Kapital.uz разбирался вместе с экспертом Юлией Тен, основательницей и генеральным директором консалтингового агентства United Trust, и налоговым консультантом Гульнарой Эргашевой, основательницей Ergasheva Tax Protection.

Чтобы правильно выбрать организационно-правовую форму, нужно учитывать вид деятельности и масштаб бизнеса. На старте необходимо посчитать бюджет, а для этого — сделать хотя бы простой бизнес-план.

Также нужно просчитать налогообложение — неправильный выбор ОПФ может привести к излишней налоговой нагрузке. Как только вы открываете компанию, начинаются обязательства по уплате налогов и обязательных отчислений, например, от фонда оплаты труда — сумма хоть и незначительная, но на регулярной основе, и по ней надо отчитываться.

В малом и среднем бизнесе чаще всего выбор стоит между двумя организационно-правовыми формами: частное предприятие (ЧП) и общество с ограниченной ответственностью (ООО). Также в некоторых случаях удобнее регистрировать семейное предприятие (СП) или работать как индивидуальный предприниматель (ИП). Рассмотрим каждый случай.

Частное предприятие vs OOO

ЧП ООО
Статус учредителя — только физическое лицо. Собственник сам же и директор (исполнительный орган); не может сделать руководителем наёмного сотрудника.  Может быть до 50 соучредителей (среди них могут быть и юридические лица). Руководителем может быть наёмный сотрудник. 
Продажа (уступка) части доли в уставном фонде не допускается.  Уступка (продажа, дарение или иное отчуждение) доли допускается.
При недостаточности имущества предприятия учредитель по обязательствам отвечает личным имуществом (кроме единственного жилья, предметов домашней обстановки и утвари). Учредители отвечают только имуществом, которое внесли при создании компании (своей долей), то есть риски — в пределах внесённых вкладов.

 

И ООО, и ЧП выплачивает налог на дивиденды: 5% для резидентов, 10% для нерезидентов. И та, и другая форма может заниматься любым не запрещённым видом деятельности.

Порой основатель и учредитель бизнеса сам же и директор, мог бы открыть ЧП единолично, но открывает ООО. Бывает и обратная ситуация: человек открывает частное предприятие, а потом оказывается привязан к бизнесу — например, не может нанять директора и улететь в отпуск (исключение — временно, по причине временной нетрудоспособности, командировки и т. д.).

Семейное предприятие

СП — юридическое лицо, участниками которого могут быть родственники, достигшие трудоспособного возраста. Стоит отметить, что один человек не может быть учредителем более чем одного семейного предприятия. Минимальное количество сотрудников — два, максимальное зависит от вида деятельности.

СП могут размещаться как в жилых помещениях (кроме расположенных в многоквартирных домах), так и в нежилых (производственных, придворовых, хозяйственных) — собственных или арендованных. Для ведения бизнеса не требуется переводить жилые помещения в нежилые (есть исключения для некоторых видов деятельности).

СП имеет право распоряжаться личным имуществом. Например, ООО не может разместить производство или открыть точку розничной торговли в собственном жилом доме, а СП — вполне. Коммунальные услуги при этом оплачиваются по тарифам для физических лиц.

Именно поэтому многие гостевые дома и хостелы открываются как СП, используя свои жилые помещения. Также в этом статусе часто открываются ремесленные производства ювелирных изделий, поделок, сувениров.

Семейное предприятие имеет право каждый месяц распределять между участниками чистую прибыль.

С 2020 года доходы, выплачиваемые собственнику, приравниваются к дивидендам и облагаются налогом.

Индивидуальное предпринимательство

Индивидуальный предприниматель — это физическое лицо. ИП может открыть расчётный счёт в банке, оплачивать товары и сырьё, но ограничен тем, что не имеет права заниматься некоторыми лицензируемыми видами деятельности или, например, общепитом. В перечне разрешённых для ИП сфер — 87 видов деятельности.

Для ИП действует облегчённое налогообложение — при обороте до 100 млн сумов в год можно платить НДФЛ в фиксированной сумме или НДФЛ по декларации. Ставка зависит от вида деятельности и расположения (Ташкент, областные центры и удалённые регионы).

При обороте от 100 млн до 1 млрд сумов в год ИП платят налог с оборота, но по желанию могут платить НДС и налог на прибыль.

Индивидуальные предприниматели, получившие доход от товарооборота в размере более 1 млрд сумов в течение календарного года, будут уплачивать общеустановленные налоги в том же порядке, что и юридические лица (НДС и налог на прибыль).

Кроме этого, начиная с 1 января 2021 года ИП должен платить за своих работников НДФЛ.

«Часто слышу от клиентов, что налоговая нагрузка слишком велика — работать в качестве ИП было бы выгоднее, чем в форме ООО или ЧП», — Юлия Тен.

Если планируется небольшой бизнес, например, маленький магазинчик или передвижная будка по продаже кофе (что расценивается как мобильная точка розничной торговли), Юлия Тен рекомендует открыть ИП.

Однако есть множество других факторов, которые надо учесть. Так, следует помнить о том, что количество сотрудников для ИП ограничено в зависимости от вида деятельности. Например, в розничной торговле не может быть больше двух человек, включая самого предпринимателя.

Если индивидуальный предприниматель настроен масштабировать бизнес и в дальнейшем хочет сотрудничать с крупными предприятиями, нужно понимать, что к статусу юридического лица доверия больше. Компании, особенно крупные, хотят видеть в партнерах юридическое лицо, потому что законодательно у них примерно одинаковые права, с ними проще решать любые вопросы, легче урегулировать возможные конфликты, чем с физическим лицом. Более того, некоторые компании допускают к участию в тендерах только юридические лица.

Пример: девушка хочет открыть ателье и шить авторскую одежду. У неё шесть швей, значит, ИП исключается, работать можно только в статусе юридического лица. Здесь возникают вопросы с оплатой материалов — это можно сделать только перечислением. 

В качестве ИП можно пойти в магазин, купить ткани за наличные и оприходовать. Чек будет обоснованием. Для юрлиц наличный оборот, который банк выдает на закуп, более жёстко контролируется налоговыми органами. В частности, если наличные выданы банком на неотложные нужды юридического лица, нужно составлять авансовый отчет и прикладывать все документально подтвержденные расходы. Например, предприятия общепита берут в банке наличные на закуп сельхозпродукции, но порой не могут обосновать покупку этой продукции.

Как зарегистрировать

Требований по минимальному размеру уставного фонда для открытия ООО или ЧП в законодательстве нет. Правда, для некоторых лицензируемых видов деятельности на момент подачи заявки необходимо иметь определённую сумму в уставном фонде.

Уставной фонд можно пополнять не только денежными средствами, но и любым другим имуществом, а формировать — в течение года. 

Зарегистрировать бизнес можно в офисах Автоматизированной системы государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства (АСГР). С собой нужно принести оригиналы всех документов в одном экземпляре, а также документ об оплате госпошлины. 

Также зарегистрировать бизнес можно онлайн на ЕПИГУ (при этом госпошлина составит 50%). Для этого нужно получить ЭЦП физического лица, а затем зарегистрироваться на сайте. Для регистрации нужно будет отправить заявление, учредительные документы на государственном языке в формате PDF и копии паспортов учредителей. 

Понадобятся и другие документы:

  • Для ООО — копия паспорта директора. Если среди учредителей присутствует компания, также нужно предоставить устав, свидетельство о госрегистрации и паспорт сотрудника, имеющего право подписи. Если среди учредителей — иностранный гражданин, нужно предоставить его паспорт и ИНН, либо копию паспорта и доверенность на представителя. Если среди учредителей — иностранная компания, нужна будет выписка из торгового реестра и доверенность на представителя.
  • Для СП — копии документов, подтверждающих родственную связь (свидетельство о рождении, свидетельства о регистрации брака и т. д.).

При регистрации можно сразу выбрать банк и открыть расчётный счёт, тоже онлайн. 

В конце формы надо указать, в какой системе налогообложения вы бы хотели работать — упрощённой или общеустановленной. 

«Это важный момент, потому что изменить этот выбор в дальнейшем может быть очень сложно. С упрощённой системы перейти на общеустановленную легко, а перейти обратно можно только в конце года», — комментирует Юлия Тен.

При выборе банка следует обратить внимание на размер комиссий и тарифов для операций, которые будете совершать чаще всего. Например, если планируются импортно-экспортные операции, будет много конвертации валюты, следовательно, старайтесь работать с банками, у которых выгодная конвертация.

Что дальше?

После регистрации физического лица нужно в течение 10 рабочих дней предоставить в налоговые органы форму №08 (в электронном виде). В этой форме указываются: ИНН компании, Ф. И. О. и контакты директора и главного бухгалтера, размер уставного фонда, банковские реквизиты, список учредителей и их доли. Также необходимо представить сведения о регистрации в филиал Народного банка, так как предприятие является работодателем, которое в соответствии с действующим законодательством обязан представить в банк сведения о гражданах (работниках) для постановки на учет в ИНПС.

Если в дальнейшем предприниматель захочет изменить организационно-правовую форму, сделать это несложно. Закрыть ИП и открыть ООО можно за один день: подать заявление на приостановление патента и в этот же день инициировать открытие ООО.

Если же владелец ЧП захочет вести бизнес с компаньоном, нужно будет преобразовать предприятие в ООО — эта процедура регистрируется в едином окне и тоже не занимает много времени. 

Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ

tg

Материалы по теме

Как закрыть предприятие или признать себя банкротом
/
Как закрыть предприятие или признать себя банкротом
Реорганизация ИП в ООО
/
Реорганизация ИП в ООО
Как получать оплату с терминалов/наличкой?
/
Как получать оплату с терминалов/наличкой?