Ритейлеры Узбекистана обсудили актуальные вопросы рынка на встрече «Эффективное масштабирование торговой сети: бизнес и технологии»
Масштабирование бизнеса, технологии, лояльность и e-com – крупные узбекистанские ритейлеры поговорили о главном для рынка.
9 июня ИТ-компании CSI и Soft Business Group – лидеры рынка автоматизации торговли в Узбекистане организовали закрытую бизнес-встречу для представителей ритейла и технологических партнеров.
Формат мероприятия «Эффективное масштабирование торговой сети: бизнес и технологии» строился по принципу меритократии идей. Вопросы были направлены одновременно к нескольким представителям топ-менеджмента, ИТ-отделов и отделов маркетинга крупных ритейлеров. В дискуссиях приняли участие 47 экспертов из Magnum Cash&Carry, bi1, Baraka, M Cosmetic, «Лэтуаль», «Корзинка», TEGEN, Xalq Retail, Fix Price, Lakshmi Food Trade, AMID, idea, BELLSTORE и других торговых сетей.
«Мы плотно работали последние 4 года с крупными сетями, помогали им масштабироваться – пришло время собрать всех вместе и пообщаться в формате бизнес-ужина. Задача – поближе познакомить коллег по цеху, чтобы они могли поделиться опытом и знаниями, а также имели возможность послушать приглашенных экспертов», – отметил генеральный директор Soft Business Group Анвар Хамракулов.
По прогнозам аналитических агентств, к 2026 году рынок ритейла Узбекистана вырастет примерно в 1,5 раза: в отрасль идут большие инвестиции. Как бизнесу и ИТ обеспечить такой экстенсивный рост, открывать по 2-3 магазина в день и при этом не закрывать торговые точки? По мнению ИТ-директора «Магнит Средняя Азия» Дмитрия Выприцкого, для успешного открытия магазина в первую очередь важна команда и её мотивация на результат.
«Каждый участник должен понимать важность своей роли, а также зону ответственности остальных членов команды. Любой результат – это общий успех, нет тех, чьи задачи более или менее важны. В нашей компании есть практика, когда сотрудники офиса сами приезжают в магазин и работают «в полях», чтобы понять сложности рядовых специалистов и получить возможность «потрогать» процесс. Когда каждый сотрудник понимает, что его вклад важен и без него нельзя обойтись, успех практически неизбежен», – подчеркнул Дмитрий Выприцкий.
Следующий эксперт в этом вопросе директор по продажам торговой сети bi1 Исмаэль Жермен также отметил важность хорошей мотивации каждого участника команды и поделился интересным опытом: «Для закрытия всех потребностей покупателей, правильного ценообразования и формирования ассортимента представители нашей компании жили в обычных семьях, смотрели состав продуктовой корзины, изучали покупательские привычки, что помогло учесть нюансы и реальные потребности жителей Узбекистана, которые не откроет ни одно массовое исследование рынка».
В ходе обсуждений все участники отметили необходимость обеспечения отказоустойчивости информационных систем. Эксперты рассказали об опыте подключения резервных интернет-каналов от нескольких провайдеров для стабильности интернета – вопрос остро стоит в Узбекистане, особенно в отдаленных регионах. В частности, руководитель развития инфраструктуры «Магнит Средняя Азия» Бобур Сирожиддинов рассказал о практике составления disaster recovery plan и подчеркнул незаменимость централизованного управления.
Касательно применения информационных систем в ритейле был рассмотрен вопрос безопасности и предотвращения воровства на кассах с помощью решения Set Prisma. Своим мнением на этот счет поделился ИТ-директор Baraka Market Хуршид Каххоров:
«Частично в вопросах воровства на кассах остается человеческий фактор, когда даже охрана или менеджер не успевают проявить бдительность. Но есть современные технологии, которые позволяют выявлять такие случаи. Одной из таких программ-помощников для анализа и контроля является Set Prisma 7, используя которую можно сократить потери от воровства и ошибок».
Участники обсудили и готовность рынка к внедрению самообслуживания, а также заменит ли оно людей. Мнения об этой технологии различные, ведь примерно 70% процентов населения Узбекистана используют наличные. Эксперты сошлись на том, что это не замена персонала, а отличная возможность разгрузить кассы в часы пик, направив поток покупателей с небольшими корзинками в зону самообслуживания, где на весь остров работает один помощник. Многие участники рынка планируют пилотировать самообслуживание в своих магазинах.
«Я думаю, что должен быть микс. В магазинах, где большой поток клиентов, должна быть как физическая касса с кассиром, так и касса самообслуживания. К примеру, многие клиенты заходят в магазин за 2-3 товарами и не хотят долго ждать в очереди, для них такой формат будет очень удобен. И главное, где не будет очередей, там будет больше клиентов», – считает директор по продажам торговой сети bi1 Исмаэль Жермен.
Заместитель директора по развитию Manzana Group Евгений Куликов поделился с участниками результатами персонализированных программ лояльности в сетях России и стран СНГ с количественными показателями эффективности. Например, в крупном FMCG-ритейлере «Дикси» средний чек участника программы лояльности увеличился на 50%. В торговой сети «Виктория» на 16% вырос товарооборот по чекам, а отток снизился также на 16%.
Во время дискуссии ритейлеры отметили важность не только наличия программы лояльности, но и высокого уровня сервиса в целом, именно это может обеспечить приверженность покупателя торговой сети. О перспективах рынка электронной торговли рассказал коммерческий директор Uzum Tezkor Андрей Ковакин:
«По прогнозам экспертов, в течение нескольких лет он вырастет в 5-8 раз. Чтобы привлечь пользователей и изменить привычку ездить за покупками на базары, онлайн-платформам необходимо обеспечить высокую скорость доставки и выгодные цены. Все игроки рынка e-com будут стремиться ответить на эти покупательские ожидания».
Участники мероприятия сошлись во мнении, что узбекистанский рынок динамично развивается, и, несмотря на то, что многие ритейлеры занимают конкурентные ниши, задачи перед всеми стоят похожие и перенять лучшие практики всегда полезно. Такие бизнес-встречи дают возможность ритейлерам совместно находить новые пути развития, делая розницу доступной и комфортной.
«Дискуссия и такой формат встречи позволил участникам посмотреть на вопросы под разными углами и выбрать лучшие идеи, как в принципе меритократии идей Рэя Далио, что полезно для комплексного видения стратегии развития. В первом блоке, посвященном современной рознице, мы подняли множество составляющих эффективного масштабирования бизнеса: от формирования команды до изучения потребностей покупателей. Мне больше всего запомнилась фраза «а как же поторговаться?» в контексте обсуждения касс самообслуживания. Во второй секции поговорили про неотвратимость трендов развития лояльности и онлайн-заказов и критерии успешности этих направлений», – подвел итог встречи с ритейлерами директор по продуктам Set компании CSI Алексей Анкудинов.
В целом все участники бизнес-встречи отметили, что такая площадка для обмена опытом очень важна рынку. Первый опыт проведения такого формата мероприятия получился удачным, а его организаторы, ИТ-компании CSI и Soft Business Group, получили хорошие отзывы от участников и ожидают следующей встречи.
«Думаю, что нам все удалось. 90% приглашенных решили прийти, значит, интерес к такому мероприятию есть, и мы надеемся, им все понравилось. С другой стороны, мы также внимательно смотрим на потребности наших клиентов – почерпнули много полезной информации от коллег, нам есть, что дополнительно предложить для закрытия их задач. Получив хорошие отзывы от участников, мы продолжим работу в этом направлении и будем готовиться к следующей встрече», – заключил генеральный директор Soft Business Group Анвар Хамракулов.
Компания CSI:
Почта: e-commerce@crystals.ru
Телефон: 8 800 333-22-51
Telegram: @sdelali_kassy
Сертифицированный партнёр CSI — Soft Business Group Узбекистан:
Почта: anvar.hamrakulov@gmail.com
Телефон: +998 (97) 765-25-52 (есть Telegram)
На правах рекламы
Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ