Как узбекистанец Сардор Ахмедов управляет в США агентством Jafton.com по IT-консалтингу

image
Тимур Абдулин

Журналист, со-основатель Kapital.uz

Kapital.uz продолжает серию рассказов об успехе узбекистанцев в Америке в рамках спецпроекта «Наши в США» совместно с Посольством США в Узбекистане.

Как узбекистанец Сардор Ахмедов управляет в США агентством Jafton.com по IT-консалтингу

Как и когда оказался в США

В США я попал семь лет назад: сначала на учебу, учился в High School здесь по гранту в штате Массачусетс, потом переехал в Нью-Йорк, где поступил в Институт Технологий. После первого курса на время вернулся в Узбекистан, а потом приехал обратно и перевелся в другой университет – уже в Лос-Анджелесе. В итоге в университете я проучился всего 1,5 года, получил незаконченный диплом (Associate Degree), в то же время начал свой бизнес и занимался логистикой. Потом развивал направление по дистрибуции спортивного питания из США в Узбекистан.

В 2018-м году я начал работать со своим ментором – Бобиром Акилхановым – и уже через год вести бизнес, которым я сейчас управляю (компания Jafton.com, – прим.ред). В прошлом году я переехал из Нью-Йорка в Майами. Мне понравился этот город – однажды я приезжал сюда в отпуск еще будучи студентом. Еще один плюс – налогообложение, здесь и в Техасе нет налога на бизнес (income tax), он здесь нулевой.

О нынешнем бизнесе в США

Наша компания называется Jafton.com, мы занимаемся IT-консалтингом, в частности это кастомная разработка софта для компаний в Америке. Компания была основана в 2013-м году моим партнером Бобиром Акилхановым и я вошел в нее два года назад как партнер. Мы занимаемся разработкой софта для среднего уровня бизнеса в Америке, а также госорганизаций. У нас работает сейчас порядка 70 человек и все удаленно. В США у нас только менеджмент, исполнительная часть – в СНГ, в Израиле и в России, в основном это разработчики, дизайнеры, аккаунт-менеджеры. Мы с партнером живем в США и периодически «слетаемся» в один город, откуда работаем вместе.

За 2021 год мы очень сильно выросли. Несмотря на спад во время пандемии, мы решили идти в продуктовую индустрию – до этого находились только в сервисной, где «якорные» клиенты могли приносить 50% всей выручки. И когда во время пандемии последние начали сокращать бюджеты, это сказалось на нашем бизнесе и мы пошли в сторону продукта. Сейчас, например, мы разработали новый продукт в сфере букинга, и поднимаем $2млн посевных инвестиций в этот бизнес. До этого момента мы инвестировали в него порядка полумиллиона из своих средств.

Наше агентство – Jafton – выросло примерно в 2,5 раза за этот год. Во время пандемии люди боялись инвестировать, но под конец прошлого года и уже в этом мы заметили рост. Сейчас мы не успеваем нанимать сотрудников – у нас больше работы, чем мы успеваем делать. Все наши клиенты – в США, из них 10-15% это госорганизации, сейчас мы, например, планируем начать работу с Министерством Обороны. Сейчас мы не вкладываемся в рекламу и уже идем «по рефералам», то есть нас рекомендуют друг другу сами организации. При этом 85% наших клиентов – это стартапы, мы продолжаем работать с ними, потому что сами являемся выходцами из стартапов. Предоставляем им не только разработку, но еще и консалтинг на основе нашего опыта и видения.

Фото: Тимур Абдулин / Kapital.uz.

Лично я занимаюсь операционной частью и развитием бизнеса. В нашем продуктовом бизнесе мы с партнером поделили обязанности: я 90% времени уделяю нашему агентству и сервису, а Бобир – новому продукту, где мы сейчас поднимаем капитал и собрали отдельную команду с руководителями.

О специфике ведения бизнеса в США

Перед тем, как начать то, чем я сейчас занимаюсь, мы с сестрой управляли узбекским рестораном, а также логистической компанией. Здесь есть два типа бизнеса, которые обычно открывают наши граждане, первый – это бизнес, основанный узбеками для узбеков, в основном это рестораны или почта. Его особенность в том, что здесь нет необходимости знать американский менталитет – наоборот, важно сохранять свою аутентичность. Второй – это когда вы переходите на работу с американской аудиторий, но, если вы не понимаете культуры, здесь тяжелее. Здесь мне как раз помогает мое местное образование. Чтобы вести бизнес, ориентированный на американцев, недостаточно знать язык – нужно понимать их культуру.

На какие ниши обратить внимание узбекистанцам, приезжающим в США

Американский рынок исторически очень конкурентный, но как у большинства возникает та или иная бизнес-идея? Люди смотрят, что здесь уже развивается хорошо и стараются это повторить. В своё время мы так же поступили с открытием узбекского ресторана. Однако есть сферы, где наших людей очень мало. Например, в IT-сфере здесь их можно пересчитать по пальцам. Не скажу, что эта ниша уже не занята, но если вы в ней понимаете, то войти в нее можно.

Заниматься здесь сервисным бизнесом тяжело, продуктовым – если найти нишу – можно. Если вы недавно здесь, то легче всего, конечно, пойти по первому пути и начать бизнес под узбеков, уже живущих здесь. Я знаю, например, что сейчас в Бруклине очень развито обслуживание свадеб. В основном этим занимаются наши женщины, которые помогают проводить свадьбы живущим в США узбекистанцам. У меня есть знакомые, которые владеют свадебными салонами и все клиенты – узбеки. Начинать здесь бизнес «для своих» легче всего.

Читайте также: Тимур Мирзаев — о переезде в США и запуске тракового бизнеса

Об уплате налогов в США

Поголовно все бизнесы в Штатах платят федеральный налог, вне зависимости от штата. Это единый налог, однако в каждом штате есть и свои местные налоги – в Нью-Йорке он один из самых высоких, поэтому когда наши люди регистрируют в Нью-Йорке компанию, это говорит о неопытности. Мы тоже первый бизнес свой регистрировали именно там, однако здесь легально открывать компании в так называемых оффшорных штатах, что помогает легально уменьшить свои налоги. Финансовая грамотность здесь очень помогает, а еще – крайне важно нанять профессионального бухгалтера. Не знаю, есть ли такая практика в Узбекистане, но здесь часто нанимают бухгалтеров специально для того, чтобы легально экономить на уплате налогов и не переплачивать лишнее.

Сколько стоит жизнь в США

Если дешевле всего, то где-то посередине Штатов, но все города, где жил я, были очень большими. Когда я был студентом, то снимал часть комнаты и платил $500 в месяц за аренду, еще $500 я тратил на еду – итого выходило не более $1500 в месяц суммарно. Если вы работаете и зарабатываете хотя бы на среднем уровне, то на аренду в больших городах у вас будет уходить не меньше $1000, на питание – долларов $600-700. В среднем, с учетом инфляции, жить можно на $2000, а если жить хочется хорошо, то раза в два больше тратить придется. Майами, где мы сейчас, стал вторым самым дорогим городом США –  тут аренда только за этот год выросла на 50%, цены сейчас растут очень сильно. Сейчас дороже Майами только Нью-Йорк, хотя аренда тут все равно значительно дешевле. Если у вас есть возможность работать удаленно, то смысла жить в Нью-Йорке сейчас нет.

Об «узбекском комьюнити» в США

Когда я переехал сюда, интегрироваться было тяжело. Понимать американцев было тяжело, несмотря на хорошее знание английского. Был большой культурный барьер, поэтому я общался только с русскоязычными. В течение шести лет жизни здесь у меня почти не было друзей американцев, и только когда я переехал в Майами я намеренно поставил себе цель интегрироваться в местную культуру. Сейчас мой круг общения в основном состоит из американцев, мои друзья здесь – все местные жители. Конечно, с «узбекским комьюьнити» я общаюсь очень хорошо, мои близкие друзья-узбеки живут в Нью-Йорке.

В прошлом году мы с моими друзьями организовали группу под названием «узбекская диаспора», которая устраивала различные благотворительные мероприятия, а средства отправляли в Узбекистан в различные организации. Сейчас я этим не занимаюсь, но в мае мы организовали подобный ивент и собирали узбекскую общину, делали плов, вход стоил $35, а собранные деньги мы перевели в Узбекистан. В Майами мы устраиваем ежемесячные ивенты, на которых готовим плов, в основном их посещают узбеки. В Далласе в марте знакомые ребята провели Навруз – там было порядка 300 человек, из которых 70% были узбеками. Я почти на все подобные мероприятия хожу.

Какими льготами для бизнеса можно воспользоваться в США

Льгот много. Например, когда мы делали тут ресторан, мы получали определенные льготы на работу с государственными организациями. Сейчас есть программы minority-owned для мигрантов из меньшинств – такому бизнесу выделяют некоторые госконтракты, также приветствуется бизнес, основанный женщинами. Очень много льгот было во время пандемии – безвозвратные кредиты до 1 миллиона долларов, например. Часть из этих льгот для малого бизнеса до сих пор продолжается – можно взять кредит на 30 лет под 3% годовых, что фактически практически беспроцентная ставка с учетом нынешней инфляции.

Фото: Тимур Абдулин / Kapital.uz.

Кстати, здесь очень развит бизнес, когда определенные частные компании помогают получать бизнесменам те или иные льготы. И если у них получается сделать это за вас, они забирают определенный процент себе. Я не видел ничего подобного в Узбекистане, но тема очень интересная.

О пороге входа в оффлайн и онлайн

С тех пор, как мы открывали ресторан, правила игры поменялись и стали легче. Тогда мы в открытие инвестировали около 150 тысяч долларов, основная часть уходила на аренду, зарплаты и оборудование. В IT-бизнес порог входа низкий, иногда онлайн-бизнес можно открыть даже без денег, хотя это и займет дольше времени. Если хотите развиваться быстрее, то придется вложиться в маркетинг – начать можно даже с $5000. Мы некоторые контракты вообще получали бесплатно, за счет нетворкинга. Здесь порог входа не в деньгах, а в знаниях и в экспертизе.

Ресторан мы закрыли, потому что он не окупился. Это был наш первый ритейл-бизнес, конкурировать было тяжело, но он не был провальным. Мы тогда сделали уклон в сторону кейтиринга, который продолжал развиваться даже после закрытия ресторана. Мы получали большие заказы, а сам ресторан работал как кухня и оставался в плюсе. Сам по себе кейтиринговый бизнес здесь малорасходный. Здесь можно взять даже кухню в аренду на несколько часов и отрабатывать свои заказы.

Какой узбекский продукт или сервис можно привезти в США

Если мы говорим про импорт конкретного продукта из Узбекистана в США, порог входа высокий и есть бюрократия. При этом спрос есть. Два года назад у нас была идея открыть сервис доставки узбекской еды для узбекистанцев из магазинов вроде супермаркета TASHKENT в Нью-Йорке, то есть доставлять прямо до дома. Уверен, такой бизнес бы пошел здесь. В русской диаспоре этот бизнес работает очень успешно, а вот чего-то подобного для еды узбекской пока не существует здесь. Если сделать это правильно и грамотно, это пойдет.

Чего не хватает в Америке, так это хорошего сервиса. Когда я бываю в СНГ и хожу там в рестораны, это абсолютно другой уровень обслуживания. Здесь в обслуживании больше зарабатывают, но стандарты намного ниже. К тому же, здесь не уделяют такого большого внимания как в СНГ оформлению интерьеров заведений, а это тоже немаловажно. Когда я в последний раз был в Узбекистане, я был в Black Bear Kofi и подумал, что в Нью-Йорке эта кофейня бы однозначно выстрелила. В первую очередь из-за сервиса и ассортимента. То же самое касается ресторана Go’sht (запланирован к открытию в Нью-Йорке, – прим.ред), как минимум «наши» туда ходить будут, да и американцам понравится.

Про узбекские СМИ в США

Я знаю, что за последние несколько лет в Пенсильвании открыли узбекское радио, а вчера узнал про ребят, которые открыли печатную газету здесь, она очень похожа на «Даракчи» – полноценная оффлайновая газета на узбекском языке. Я смеялся над этой идеей, но раз открыли, значит есть спрос. К тому же, есть взрослое поколение, которое привыкло читать печатные газеты. А на Брайтон-Бич есть лавка, где сидит мужчина из Узбекистана и уже лет 15 продает газеты из СНГ.

Что касается онлайн-СМИ на узбекском здесь, я бы, наверное, не читал, но среди переехавших сюда наших сограждан есть немало тех, кто не говорит на английском. Они бы читали такие СМИ, если бы они были гиперлокальными с разбивкой по городам. Уверен, на это будет спрос.

Каким вы видите свой бизнес в США через несколько лет

Как я говорил, мы сделали букинговый продукт – компания называется Missed.com. Мы планируем позиционировать ее как компанию, у которой есть физические офисы и даже перевезти часть сотрудников наших из-за границы сюда. Мы хотели бы достичь миллиардной оценки и стать одной из крупнейших IT-компаний на территории США.

Читайте также: Продюссер из Узбекистана о специфике жизни и развитии концертного бизнеса в США

Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ

tg

Материалы по теме

20 ноября в Ташкенте стартует Международный ПЛАС-Форум Retail Central Asia
/
20 ноября в Ташкенте стартует Международный ПЛАС-Форум Retail Central Asia
Sky Manager — организатор премиальных бизнес путешествий с 2012 года
/
Sky Manager — организатор премиальных бизнес путешествий с 2012 года
«Банк развития бизнеса» стремится к цифровизации и долгосрочным отношениям с клиентами
/
«Банк развития бизнеса» стремится к цифровизации и долгосрочным отношениям с клиентами