Основательница Teplo Чарос Камалова рассказала, как ее проект помогает развитию малого бизнеса

В интервью для Kapital.uz, предпринимательница рассказала, какую бизнес-модель она выстроила вокруг своего проекта и какое будущее ждет рынок ритейла

Основательница Teplo Чарос Камалова рассказала, как ее проект помогает развитию малого бизнеса

Ярмарки изделий ручной работы стали неотъемлемой частью жизни жителей Ташкента. Подобные фестивали проводятся довольно часто, но самым масштабным и популярным стал – Teplo.

Teplo проект, который объединяет местных дизайнеров одежды, маленькие магазины с хенд-мейд изделиями и молодых предпринимателей, который постоянно осваивает новые площадки. Например, 8 и 9 сентября ярмарка прошла в «Японском саду», где собрала тысячи посетителей, десятки мастеров и нескольких спикеров, которые поделились своими знаниями с молодым поколением.

Редакция Kapital.uz решила пообщаться с основательницей TeploЧарос Камаловой, чтобы узнать, как маркету удается поддерживать малый бизнес, где она находит спонсоров фестиваля и как подбираются резиденты ярмарки.

Как изначально планировались ярмарки Teplo? Какие были первые шаги в их организации?

Изначально мы были сосредоточены на вязании, и маркет должен был стать логическим продолжением этого направления. Он тоже должен был быть посвящен вязанию. Но из всех мастеров связанных с вязанием, которые сначала заявляли желание участвовать, в итоге осталось около 10-15 человек.

К тому моменту процесс уже был запущен, и мы не хотели останавливать его из-за недостаточного количества резидентов. В срочном порядке мы начали искать других участников, которые соответствовали нашим ценностям и эстетике, а также подходили под тематику маркета, проходившего накануне Нового года.

В результате, ярмарка, которая изначально планировалась исключительно для вязальщиков, стала пространством для всех мастеров. Она оказалась даже интереснее, чем мы изначально предполагали. Этот формат понравился как участникам, так и посетителям.

Как Teplo финансируются? Где вы находите средства для развития проектов и какие финансовые модели используете?

С самого начала и на протяжении нескольких лет Teplo существовал исключительно за счет собственных ресурсов. Мы долгое время не зависели от партнеров, спонсоров или государственной поддержки, развиваясь самостоятельно и органично. Это позволило нам уверенно двигаться вперед, полагаясь на собственные силы и идеи.

Первый фестиваль мы организовали своими силами. Однако со временем появилось желание расти, масштабироваться и создавать что-то уникальное. Когда возникла потребность в дополнительных ресурсах, мы начали рассматривать предложения от спонсоров. Это решение было связано с тем, что мы не хотели перекладывать все расходы на участников фестиваля, ведь наши новые идеи не должны были негативно влиять на них, так как главная цель проекта — поддержка мастеров. Благодаря этому наши партнеры помогают воплощать идеи и создают выгодные условия для участия резидентов ярмарки.

Наша бизнес-модель основана на нескольких источниках дохода: продажа входных билетов, платное участие для мастеров и доход от фуд-зоны. Все остальные аспекты реализуются на партнерских условиях, что приносит взаимную выгоду всем сторонам.

Поддерживая нас, наши партнеры не только привлекают к своему бизнесу заинтересованную и качественную аудиторию, но и выполняют важную социальную миссию — содействие развитию малого бизнеса и поддержке женщин. Мы высоко ценим эту помощь и искренне благодарны за вклад в развитие данного направления.

Что стало основными трудностями при переходе от периодических ярмарок к постоянному пространству?

Мы частично перешли на этот формат из-за семейных обстоятельств и работы мужа — нам предстояло переезжать в другую страну. Мы подумали, что за границей не сможем проводить регулярные встречи для наших мастеров. Поэтому было важно создать площадку, которая не зависела бы от нашего расписания. Мастера получили бы возможность продавать, развиваться и показывать себя на постоянной основе, а также иметь офлайн-точку.

Основной трудностью, наверное, было то, что это абсолютно новая для нас сфера. Ни я, ни мой супруг никогда не работали в ритейле, не вели полноценных проектов, и было сложно понять, как всё устроено. Возникало много вопросов в начале работы с маркетами. Когда мы занимались этим несколько лет, у нас уже было понимание того, что работает, а что нет, и как нам хочется организовать процесс. Однако в ритейле было много вопросов, на которые мы сами не были готовы ответить, так как у нас не было ни опыта, ни знаний в этом направлении.

Все это мы преодолевали через обучение: читали множество кейсов и продолжаем читать до сих пор, чтобы понять, как правильно выстраивать процессы именно с точки зрения фэшн-ритейла. И вот, спустя полтора года, все наши процессы автоматизированы и выстроены. У нас есть своя онлайн-система, и всё это благодаря Тимуру (прим.ред. – муж Чарос), который полностью вовлёкся в проект. Сейчас мы разделили зоны ответственности: он занимается операционными вопросами, а я — коммуникацией с дизайнерами и нашими резидентами.

Как вы выбираете бренды и товары для включения в ваш магазин? На что ориентируетесь при отборе новых резидентов?

При выборе брендов и товаров мы стремимся находить проекты, которые еще не представлены, которые интересны и самобытны.

Мы обращаем внимание на идею и концепцию бренда, на категорию — востребована ли она для нашего пространства. Мы учитываем качество продукции, это для нас очень важно. Также обращаем внимание на актуальность, чтобы предложения выглядели современно и гармонично, и чтобы наши посетители могли внедрить их в свою повседневную жизнь. Также оцениваем, насколько серьезно сам бренд относится к своему делу. Иногда видно, что это просто мимолетное хобби, и это сразу ощущается. Когда человек относится к своему делу серьезно, он обучается, уделяет внимание деталям, упаковке и так далее. Этот момент для нас тоже очень важен.

Как вы видите будущее концепции локальных рынков и магазинов?

Текущая тенденция развития глобального ритейла говорит о том, что следующие 5-10 лет локальные рынки и магазинов будут расти в популярности и формировать повестку развития в секторе. Среди основных причин это усиление предпочтений покупателей к устойчивости и этическому отношению.

Следующий шаг развития – интеграция концепций локальных рынков и магазинов разных стран и формирование новой цепочки поставок в противовес масс маркету и создание конкурентноспособного на международном рынке продукта, соблюдение стандартов качества и прозрачность процессов. В зависимости от этого будет зависеть дальнейшее направление развития сектора.

Вариации будут наблюдаться в контексте культурных предпочтений региона. К примеру, в странах персидского залива, концепция локальных магазинов работать не будет, потому что предпочтения продолжают отдаваться существующим брендам hard-люкса.

Партнерский материал

Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ

tg

Материалы по теме

Эскроу-счета в Узбекистане: преимущества и вызовы внедрения
/
Эскроу-счета в Узбекистане: преимущества и вызовы внедрения
Гильдия Риэлторов Узбекистана: Новый этап в развитии рынка недвижимости
/
Гильдия Риэлторов Узбекистана: Новый этап в развитии рынка недвижимости
Коммерческая недвижимость Ташкента: ключевые изменения 2024 года
/
Коммерческая недвижимость Ташкента: ключевые изменения 2024 года