Война девятигрошовых королей: как ритейл борется с требованиями ГНК и кто попадает под раздачу

Почти 2 года в Узбекистане действует требование Государственного налогового комитета о маркировке товаров и услуг новым идентификационным кодом. Мера призвана усилить прозрачность движения товара, средств и отчислений налогов. Однако не все ритейлеры соблюдают это уже не новое требование. Есть ли победители в этой войне за свои «гроши» и кто ещё оказался под ударом, разбирались с экспертами из торговых и ИТ-компаний.

Война девятигрошовых королей: как ритейл борется с требованиями ГНК и кто попадает под раздачу

С 1 января 2022 года физические лица, совершившие покупки в точках розничной торговли, общепита и бытового обслуживания, могут вернуть 1% от суммы. Получить такой кешбек можно после регистрации чека в мобильном приложении Государственного налогового комитета (ГНК) Soliq. Но только если все позиции в чеке имеют подлинный идентификационный код продукции и услуг для Узбекистана (ИКПУ). Неверное отражение ИКПУ в ЭСФ, чеках онлайн ККТ и электронных договорах приводит к ошибкам, несоответствию оприходованной и реализованной продукции. 

Как это должно работать

  • Ритейлеры, рестораторы, компании, предоставляющие услуги, маркируют все товары и услуги специальным кодом ИКПУ по перечню, созданному ГНК на ресурсе tasnif.soliq.uz, который отражается в электронных счет-фактурах, договорах и чеках ККМ. Присваивать неверный или пустой ИКПУ на товары – налоговое нарушение, которое ведет к серьезному штрафу (1% от квартального оборота юрлица).
  • ГНК дистанционно ведет учет товарооборота, отслеживает цепочки добавленной стоимости, таким образом повышая прозрачность экономики страны, определяет налогооблагаемую базу и контролирует движение товара.
  • Чтобы стимулировать бизнес заполнять ИКПУ, ГНК ввел систему кешбека для потребителей. Пользователи регистрируют чеки в приложении Soliq – ГНК проверяет его 25 рабочих дней. Если все ИКПУ подлинные, возвращает 1% с покупки – из средств налога, который бизнес платит за каждый проданный товар. 
  • Если хоть один код ИКПУ не совпадает с базой данных ГНК – кешбек не возвращается, покупатели жалуются, а у налогового инспектора появляется повод навестить бизнес лично.

Таким образом, часть работы налогового комитета делегирована покупателям: приятно получить 1% от суммы чека – хоть 100, хоть 100 000 сум. И неприятно упустить – по вине бизнесмена.

Зачем налоговому комитету ИКПУ

Глава крупной узбекистанской ИТ-компании, занимающейся автоматизацией бизнес-процессов, Soft Business Group Анвар Хамракулов считает, что эти меры созданы для вывода ритейла из тени. Налоговой тени, где по информации ГНК ежедневно оборачивается огромное количество сделок на семизначные суммы. Пока в стране открыто работают некоторые рынки, на которые нелегально завозятся миллионы «серого» товара, он попадает на полки традиционной розницы без легальных документов. Из-за этого налоговый комитет не может отследить эти продажи и, соответственно, правильно применить налоговую базу. По публикуемым открытым данным ГНК, видно, что принятые меры по внедрению ИКПУ увеличили поступление налогов в бюджет страны. 

Также причиной изменения законодательства может быть стремление  создать единую базу товаров и услуг для последующего контроля экономики.

По мнению ИТ-директора «Магнит Средняя Азия» Дмитрия Выприцкого, введение кодов ИКПУ – промежуточный шаг на пути к цифровизации бизнеса перед запуском цифровой маркировки товаров. Инструмент позволяет отслеживать движение продукции и услуг с момента производства или ввоза в страну до реализации.

«Мера помогает бороться с «серым» товарооборотом и в целом дисциплинирует рынок, так как бизнес вынужден отражать эти коды в приходных и расходных документах, а это достаточно сложно контролировать при «смешанном» учете», – считает эксперт.

ИТ-директор «Магнит Средняя Азия» Дмитрий Выприцкий

С ним согласен и коммерческий директор Uzum Tezkor Андрей Ковакин: «Маркировка ИКПУ позволяет отслеживать, какой товар и в каком объеме продается, правильно ли уплачиваются налоги, правильно ли атрибуцируется выручка у конкретного вендора и так далее. Это помогает бороться с незаконной торговлей».

Коммерческий директор Uzum Tezkor Андрей Ковакин

Как бизнес борется с новыми требованиями, а ГНК – с бизнесом

Однако полуторагодовая практика показала, что не все узбекистанские бизнесмены соблюдают новые требования ГКН, по разным причинам упуская маркировку своих товаров и услуг. 

Вводить систему ИКПУ для магазинов – значит, уделить существенное время обновлению софта на кассах и товароучетной системы, менять рабочие процессы, постоянно следить за изменениями. И конечно, отчислять больше налогов. Некоторые бизнесмены даже готовы платить штрафы и давать кешбеки наличкой, но не переходить на прозрачную схему работы.

Партизанская война бизнеса и налоговой будет непростой, предполагает Анвар Хамракулов. Согласно распоряжению президента Узбекистана Шавката Мирзиеева, бизнес нельзя мучить проверками и отчетами. Ведь начать свое дело в Узбекистане сейчас непросто: сферы ритейла со средним чеком сезонны и зависимы от колебаний курса доллара, а покупательская способность – одна из самых низких в СНГ.

Андрей Ковакин отмечает: «В этом деле особенно важен баланс, нужно выстраивать диалог между бизнесом и государством, определять, что является нарушением, а что нет, должен быть достигнут компромисс».

Работу с неплательщиками ГНК начал с конца: дал покупателям инструмент для получения кешбека с каждой покупки – при условии соблюдения торговой точкой фискального законодательства. А там, где чеки не соответствуют требованиям, кешбек не начисляется, что дает возможность покупателям на законном основании подать на предпринимателя жалобу в ГНК в мобильном приложении Soliq. В свою очередь ГНК на основании жалоб от потребителей применяет к таким предпринимателям штрафные санкции.

Между тем, компании, автоматизирующие торговые и бизнес-процессы и поставляющие виртуальные кассы и онлайн ККМ, оказались между двух огней. Ведь именно с кассы данные передаются в налоговый комитет. 

С чем столкнулись поставщики касс и софта

Поскольку наше законодательство меняется часто, регулятор параллельно доводит изменения до бизнеса через поставщиков товаров и услуг. В данном случае – через компании, занимающиеся автоматизацией бизнес-процессов и поставляющие кассы и софт. Они обязаны поддерживать новые требования законодательства в кассовом программном обеспечении: вносить соответствующие изменения и обновлять его у клиентов-ритейлеров. 

Однако практика показала, что не все ритейлеры вовремя обновляют кассы и продолжают работать с нарушениями. ИТ-подрядчики не могут контролировать клиентов, но у налогового комитета другое мнение: решать вопросы обновления касс под требования законодательства – в зоне ответственности поставщиков кассового ПО.

Например, компания Soft Business Group поставляет узбекистанским ритейлерам кассовое оборудование и программные продукты ИТ-компании CSI – одного из лидеров в автоматизации торговли на российском рынке с почти 30-летним опытом. Флагманский продукт – система для автоматизации торговых и бизнес-процессов Set Retail. Это ПО работает, например, в сетях Havas, Baraka Market, Мagnum, Magnit Cosmetics, Olma, Fix Price и других. При продаже товара на кассе с Set Retail информация автоматически отправляется в систему налогового комитета и выбивается фискально-товарный чек.

Компания CSI своевременно обновляет свои продукты под новые законодательные требования, которые достаточно часто вводятся и на российском рынке. Естественно, и с введением ИКПУ в Узбекистане вместе с Soft Business Group в кассовый софт Set Retail были оперативно внесены все необходимые изменения. Аналогичную работу проделали и другие ИТ-подрядчики.

Однако не все ритейлеры смогли вовремя адаптироваться к изменениям законодательства. Магазины обновлялись медленно, за торговыми сетями рос объем нарушений, связанных с отправкой неверных кодов ИКПУ. В итоге в феврале 2023 года доступ к регистрации фискальных модулей ЦТО был приостановлен у поставщиков кассового оборудования и софта, чьи клиенты вовремя не обновились. 

Для таких ритейлеров стало невозможным проходить регистрацию новых магазинов и касс, ведь каждую нужно было регистрировать в системе ОФД. А это простой бизнеса, потеря денег, подрыв планов по развитию бизнеса…

Дмитрий Выприцкий подчеркивает: «Мера, конечно, эффективна, но помимо “кнута” было бы неплохо предусмотреть и “пряник”, поскольку для бизнеса эти правила – дополнительная нагрузка: нужно либо набирать еще персонал, либо доплачивать уже набранной команде, что в обоих случаях – расходы. Учитывая, что контролирующие органы не предлагают бизнесу автоматизированных инструментов, а коды ИКПУ меняются чуть ли не каждый день, все приходится делать практически руками. Если у ритейлера много SKU, то для такого контроля нужен не один, а зачастую не два и не три человека».

ИТ-подрядчики тоже оказались в неудобном положении. Пройти  пересертификацию удалось только тем, чьи клиенты обновили кассы по новым требованиям, главное из которых – валидация ИКПУ с базой  ГНК. 

Что будет дальше

Сейчас налоговый комитет предъявляет к виртуальным кассам и чекам множество требований, определенных Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 ноября 2019 года № 943 и Постановлением Президента Республики Узбекистан от 04.10.2021 г. № ПП-5252.

Анвар Хамракулов отмечает: «Со своей стороны наша компания Soft Business Group в партнерстве с CSI готовы помочь каждому ритейлеру работать по правилам налогового комитета – у нас уже накоплен большой опыт в автоматизации торговых и бизнес-процессов, в том числе в связи с законодательными изменениями». 

Эксперты сферы ритейла надеются, что со временем в налоговом законодательстве появится золотая середина, которая будет устраивать и государственные органы, и бизнес. 

Дмитрий Выприцкий уверен: «Компромисс возможен, только если бизнес от таких инициатив как минимум не будет нести дополнительную нагрузку. Прежде чем штрафовать, было бы неплохо со стороны инициаторов предложить инструменты, которые автоматизируют получение информации об изменениях кодов ИКПУ. Не лишним было бы поговорить с представителями бизнеса, с какими проблемами они сталкиваются после запуска такой инициативы».

Ритейл в Узбекистане меняется на глазах: возможностей для развития бизнеса становится больше – новые игроки, бренды, форматы. Иностранные компании, заходящие на рынок и желающие работать вбелую, дополнительно задают стандарты этичного и честного бизнеса. Пока в «доме Облонских» смешалось все: налоги, менталитет, привычные базарные схемы и самое главное – желание расти. Но для этого просто нужно играть честно. 

На правах рекламы

Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ

tg

Материалы по теме

«Промсвязьбанк» запустил денежные переводы по номеру телефона в Узбекистан
/
«Промсвязьбанк» запустил денежные переводы по номеру телефона в Узбекистан
Бухарский НПЗ увеличит производство бензина Аи-91 и Аи-92 с конца этого года
/
Бухарский НПЗ увеличит производство бензина Аи-91 и Аи-92 с конца этого года
Uzum и университет Amity в Ташкенте договорились о сотрудничестве
/
Uzum и университет Amity в Ташкенте договорились о сотрудничестве