Гайд: Как открыть свой бренд одежды в Узбекистане

image
Азамат Хайдаралиев

Главный редактор

Kapital.uz поговорил с отечественными дизайнерами о том, как открыть собственный бренд одежды

Гайд: Как открыть свой бренд одежды в Узбекистане

Некоторые предприниматели в Узбекистане считают фэшн-индустрию одним из самых перспективных направлений. Еще в середине марта глава «Узтекстильпром» Илхом Хайдаров сообщил, что в текстильной сфере за последние 4 года по всей республике было создано свыше 50 тысяч рабочих мест. Этот показатель ежегодно увеличивается на 15 тысяч. Kapital.uz поговорил с основателем бренда Darfour Камолом Эркиновым и CEO Fratelli Casa Шохрухом Каюмовым, чтобы узнать, как открыть собственный бренд. 

Начать правильно 

В Fashion-индустрии есть несколько вариантов регистрации бизнеса. Это зависит лишь от формата торговли одеждой, отмечает основатель бренда Darfour Камол Эркинов. 

Как зарегистрировать бизнес:

— самозанятость или индивидуальное предпринимательство – в том случае, если вы собираетесь торговать лишь на онлайн-платформах;

— частное предприятие – выгодно выбирать, если у вас есть офлайн точка с малыми оборотами. Тогда налоговые вычеты будут меньше – около 1 млн сумов; 

— общество с ограниченной ответственностью – стоит регистрировать если вы крупный игрок на рынке со множеством точек и большим оборотом.

Выбор локации и начало производства 

Начинающему бизнесмену Эркинов дал совет не стартовать с больших вложений. 

«Лучше всего выпустить тестовую коллекцию вещей, выложить это в социальные сети с таргетированной рекламой и посмотреть на реакцию людей. На старте расходы будут в первую очередь на дизайнера, если вы не являетесь сами им, ткань, пошив изделия, организацию фотосессий и на рекламу», — отмечает предприниматель. 

Для того, чтобы создать свое собственное производство (около 200 футболок в день) необходимо вложить от 3-х до 4-х тысяч долларов на станки. На сырье потребуется около $5 тыcяч. Всего – около $10 тысяч. 

В статью расходов также необходимо включить:
1) аренду (от $600 до $1000); 

2) штат (примерно 10 человек – зарплата 20 млн в месяц). 

Для нашего производства потребуется штат из: 

а) 7 человек для швейного дела; 

б) 3 человека для раскройного дела; 

в) можно нанять на аутсорс, штатный – необязателен; 

Всего: 10-12 человек. 

Что делать, если вы не разбираетесь в дизайне, но очень хотите творить? 

По словам Камола Эркинова, в случае если вы никогда не занимались дизайном и не имеете отношения к этой сфере, то можно нанять штатного дизайнера. По его словам, зарплата для такого сотрудника будет начинаться от 3 млн и выше. 

«Дизайнер должен разбираться во всех мелочах производства или же тесно работать с самим производственным отделом. Он будет следить за стилистикой бренда, начиная от дизайна продукции и заканчивая фотосессиями и контентом», — подчеркивает Эркинов.  

Конкуренция на два фронта 

По словам основателя бренда Fratelli Casa, Шохруха Каюмова предпринимателям в текстильной сфере Узбекистана приходится сталкиваться с двумя фронтами конкуренции: 

1) местные производители конкурируют между собой

2) местные производители конкурируют с импортными товарами. 

«В основном отечественные товары конкурируют с импортными по цене и дизайну. Зарубежная продукция чаще всего ярче. В этом мы пока, уступаем, так как местные производители боятся экспериментировать с яркими красками», — подчеркивает Каюмов. 

В республике имеется ряд проблем в конкуренции. Местные бренды создают стандартные (похожие) товары и вещи, не гонясь за трендами, считает предприниматель. 

Окупаемость 

По словам Шохруха Каюмова, окупаемость бизнеса составит около 10 месяцев.

 «В производстве нельзя останавливаться. Главный расход — это сырьё. Если будут продажи на реализацию, то тогда стартовый капитал нужен в сумме минимум 15,000$», — подчеркивает предприниматель.

Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ

tg

Материалы по теме

Развитие B2B-экосистем в Узбекистане: динамика позитивная, но бизнес консервативен
/
Развитие B2B-экосистем в Узбекистане: динамика позитивная, но бизнес консервативен
Взгляд изнутри на рынок недвижимости Узбекистана
/
Взгляд изнутри на рынок недвижимости Узбекистана
Эксперт CMWP сравнивает: Канатная дорога в Ташкенте — оправдана или нет?
/
Эксперт CMWP сравнивает: Канатная дорога в Ташкенте — оправдана или нет?