МИПТ объяснило условия реализации проекта Sea Breeze Uzbekistan

Курорт возведут за счёт частных средств. Инвестору снижена аренда, но предусмотрен платёж в $240 млн на развитие инфраструктуры

МИПТ объяснило условия реализации проекта Sea Breeze Uzbekistan

Министерство инвестиций, промышленности и торговли разъяснило ключевые аспекты проекта Sea Breeze Uzbekistan, представив аргументы простым языком и с примерами из международной практики.

Проект, реализуемый на берегу Чарвака, вызвал оживленные дискуссии в обществе. Граждане высказывают опасения по поводу возможного вреда экологии, ущемления общественных интересов и нагрузки на бюджет. 

Почему выбран именно Sea Breeze

Чарвак считается одним из главных туристических направлений Узбекистана. Для полноценного развития территории требовался крупный и надежный инвестор, способный обеспечить высокое качество реализации с социальной и инженерной инфраструктурой. 

Компания Agalarov Development предложила вложить $5 млрд в строительство курорта с учетом международных стандартов: запланированы школы, больницы, канализация, парки и создание рабочих мест. Проект будет реализован поэтапно, под контролем государства, с соблюдением экологических требований.

Почему проект отдан одному застройщику

Концепция единого девелопера обеспечивает целостную архитектуру, единую систему инженерных коммуникаций и централизованное управление. Если бы землю разделили между несколькими компаниями, это могло бы привести к разногласиям, хаосу и снижению качества. Подобная модель используется, например, в Саудовской Аравии — там весь The Red Sea Project реализуется одним оператором для сохранения природной среды и управляемости.

Как финансируется проект

Все расходы покрываются частным инвестором — государственный бюджет участия не принимает. Финансирование осуществляется за счет собственных средств и коммерческих кредитов. Государственный долг не увеличивается. При этом государство сохраняет жесткий контроль на всех этапах: от соблюдения норм до прозрачности расходов и социальной отдачи. Пример аналогичного подхода: Sani Resort в Греции, построенный полностью за счет частных вложений.

Есть ли у инвестора соответствующий опыт

Да. Компания уже реализовала масштабный проект Sea Breeze в Азербайджане, а также девелоперские проекты в России. Подобно тому, как Kerzner International создала Atlantis в Дубае и позже масштабировала модель в Китае, здесь используется накопленный опыт.

Почему арендная плата такая низкая — 17 млрд сумов

Низкая ставка аренды — это часть инвестиционной мотивации. Взамен инвестор обязуется выплатить $240 млн инфраструктурного сбора, что превышает рыночную стоимость земли. Эти средства направлены на развитие канализации, дорог, мостов и очистных сооружений. Более $100 млн останется на модернизацию региона. Такая практика применяется в ряде стран — например, в Мексике и Вьетнаме крупным проектам предоставляется льготная аренда в первые годы.

Допускается ли перепродажа участков

Нет. Земля остается в госсобственности. Субаренда возможна только под строительство объектов в рамках утвержденной концепции (например, отелей международных брендов). В случае нарушения условий договор расторгается, участок возвращается государству. Такой механизм действует, в частности, на острове Саадият в ОАЭ.

Почему стройку начали до завершения проектной документации

Закон допускает это в исключительных случаях. В данном случае решение было принято правительством с установлением усиленного контроля: за процессом следит Генеральная прокуратура, создана межведомственная комиссия под руководством вице-премьера. Подобный подход был применен в проекте Marina Bay Sands в Сингапуре, где документация дорабатывалась по ходу реализации, но при строгом контроле.

Что с экологией

Сброс сточных вод в Чарвак запрещён. Инвестор за свой счет строит кольцевую канализационную систему, которая будет подключена к очистным сооружениям в Чирчике. Это повысит инфраструктурную обеспеченность всего региона. Также предусмотрена высадка деревьев, внедрение энергоэффективных технологий и экологический контроль на всех этапах. В Албании схожий проект даже способствовал улучшению экологической ситуации.

Почему дороги и коммуникации строит государство

Объекты общего пользования (мосты, дороги, инженерные сети) традиционно финансируются из бюджета, поскольку служат не только туристам, но и местным жителям. Однако инвестор компенсирует эти затраты через уплату инфраструктурного сбора в размере $240 млн.

Подобная схема уже доказала свою эффективность в ряде международных проектов. Так, при подготовке к выставке Dubai Expo и в рамках масштабного проекта NEOM в Саудовской Аравии государство взяло на себя строительство магистральной инфраструктуры, тогда как частные компании инвестировали в объекты и сервисы. Такой подход позволяет привлечь значительные инвестиции без нагрузки на бюджет.

Что получит население

  • Новые рабочие места для местных жителей;
  • Образовательные и медицинские учреждения;
  • Современные дороги и инженерные коммуникации;
  • Приток туристов и валютных поступлений;
  • Рост налоговых отчислений и доходов в бюджет;
  • Масштабное озеленение территории и строительство современной системы канализации, что особенно актуально для Чарвака.

Вывод

Проект Sea Breeze Uzbekistan:

  • реализуется за счёт частных инвестиций и не требует бюджетного финансирования;
  • формирует новую точку роста и развития для Ташкентской области;
  • строится с применением международных стандартов и под контролем государства;
  • соблюдает экологические требования и нормы градостроительства.

Этот проект открывает возможность для превращения Чарвака в современный, круглогодичный туристический центр, сочетающий отдых, работу и комфортную городскую среду — по примеру ведущих мировых курортов.

Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ

tg

Материалы по теме

Комитет по конкуренции признал онлайн-кинотеатр Allplay доминирующей платформой
/
Комитет по конкуренции признал онлайн-кинотеатр Allplay доминирующей платформой
В Кашкадарье реализуют инвестпроекты на более 1 трлн сумов
/
В Кашкадарье реализуют инвестпроекты на более 1 трлн сумов
В Узбекистане утвердили порядок реализации драйверных проектов
/
В Узбекистане утвердили порядок реализации драйверных проектов