За 4 года цены на отечественные авто упали до 25%: какой корректировки ожидать

В Узбекистане традиционно и в порядке вещей критиковать дороговизну интернета и автомобилей.

За 4 года цены на отечественные авто упали до 25%: какой корректировки ожидать

Это сродни национальному виду спорта и не всегда поддается логическому осмыслению – просто так заведено. И если разговоры про интернет в последние 1-2 года несколько поутихли, то с машинами все не так просто. Плохо то, что и первое, и второе утверждение – скорее миф, в чем может убедиться каждый, кто не забанен в Google.

Отечественные Telegram-каналы время от времени выдают скрины горячих предложений сомнительных российских автосалонов с ценами на Spark, Nexia или Lacetti, которые кратно ниже рынка. И бесполезно объяснять, что практически в 100% случаев это не более чем развод, имеющий целью заманить клиента в торговую точку, где ему доходчиво объяснят, что последнее авто в рамках акции купили «вот буквально только что – 5 минут назад», но «почти те же условия действуют по кредиту с гибкой процентной ставкой». Итог – в лучшем случае впустую потраченные часы, а в худшем – займ с закономерной переплатой за автомобиль неочевидного качества. Однако разве станет кто-то разбираться в тонкостях ценообразования за тысячи километров от Узбекистана, когда есть прекрасная возможность голословно обругать местного производителя?

Между тем элементарное сопоставление цен за последние четыре года говорит о том, что стоимость машин UzAuto Motors стабильно снижается. Благо, обновляется прайс не часто, так что достаточно пересчитать цены в долларах по курсу ЦБ, чтобы убедиться в соответствующей динамике. Тут наверняка раздастся возмущенный вопль о том, что в стране есть национальная валюта, и любые тренды следует оценивать именно по ней. Причем громче всех будут кричать именно те люди, которые при продаже собственных б/у машин оценивают их именно в долларах США.

Итак, любая социология предполагает сравнение сопоставимого, так что попытаемся отследить, как менялись цены на модели Chevrolet в базовой комплектации без учета НДС, введенного в 2019 году и включенного в стоимость продукции UzAuto Motors лишь с 4 марта 2020 года:

DAMAS-2 VAN D11 (–10% за 4 года):

  • 2018 — $6 826;
  • 2019 — $6 643;
  • 2022 — $6 190.

SPARK LS M/T (–17% за 4 года):

  • 2018 — $7 245;
  • 2019 — $7 067;
  • 2022 — $5 990.

NEXIA-3 LT M/T (–14% за 4 года):

  • 2018 — $8 260;
  • 2019 — $8 038;
  • 2022 — $7 118.

COBALT LS M/T (–18% за 4 года):

  • 2018 — $9 086;
  • 2019 — $8 843;
  • 2022 — $7 478.

LACETTI SX M/T (–23% за 4 года):

  • 2018 — $12 030;
  • 2019 — $11 763;
  • 2022 — $9 330.

TRACKER MT 1,8 (–25% за 4 года):

  • 2018 — $20 651;
  • 2019 — $17 083;
  • 2022 — $15 475.

MALIBU LT 1,5 (–25% за 4 года):

  • 2018 — $30 276;
  • 2019 — $29 465;
  • 2022 — $22 689;

Статистика говорит о том, что больше всего с 2018 года подешевели дорогие модели Tracker и Malibu (–25%), однако серьезно «похудела» цена и на Lacetti (–23%), а также на вполне бюджетный Spark (–17%). Более того, ровно 2 года цены на автомобили асакинского производства вовсе заморожены. И это при том, что во всем мире в эти же пару пандемийных лет стоимость машин устремилась чуть ли не вертикально вверх – на российском рынке ряд «бестселлеров» прибавил в цене до 73% только за последние 12 месяцев.

В принципе, со стороны UzAuto до сих пор удерживать цены на доковидных уровнях, сохраняя при этом рабочие места, неся социальную нагрузку и оставаясь при этом в топе крупнейших налогоплательщиков – сродни экономическому подвигу. Однако при этом предприятие подвергается регулярному шельмованию не только в СМИ, но и со стороны ряда госорганов. Не исключено, что именно усталость от данной парадоксальной ситуации сподвигла руководство «Узавтосаноат» инициировать снижение ставок таможенной пошлины сразу на 50%. Теперь, когда глава государства утвердил данное решение своим постановлением, у отечественного автопрома развязаны руки в плане ценообразования: в конце концов, теперь у недовольных граждан появилась реальная возможность поискать, найти и ввезти в Узбекистан те самые супердешевые машины из фантастических рекламных объявлений ближнего зарубежья. А автомобили UzAuto Motors, по всей видимости, существенно прибавят в цене (судя по вышеприведенному анализу, не менее 35-40%), что моментально отсечет перекупщиков, контрактующих сразу по 100-200 единиц, стабилизировав тем самым баланс спроса и предложения.

Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ

tg