Топливо, тракинг и транспортный консалтинг. Тимур Мирзаев о восьмилетнем опыте работы и особенностях ведения бизнеса в траковой индустрии США

Основатель трех успешных проектов поделился тем, как запустил бизнес, в арендованной квартире, сидя на коробке - с ноутбуком и телефоном.

Топливо, тракинг и транспортный консалтинг. Тимур Мирзаев о восьмилетнем опыте работы и особенностях ведения бизнеса в траковой индустрии США

В беседе Kapital.uz узбекский бизнесмен Тимур Мирзаев, проекты которого сосредоточены в США — рассказал, почему выбрал штаты для строительства собственного бизнеса, каковы долгосрочные перспективы развития компании и каким образом, его компания попала в список «5000 самых быстрорастущих частных компаний в Америке» по версии издания американского журнала Inc. за 2019 год.

Почему именно Америка?

В возрасте 21 года, без лишних денег в кармане, я полетел в Японию, на учебу. Там у меня не было – ни друзей, ни родственников и вспоминая сейчас, я понимаю, что этот период жизни является – основной школой моей жизни. По возвращению в Узбекистан, понял, что я кардинально изменился – от прошлого паренька, который любил гулять, вести разгульный образ жизни не осталось ничего. Мои прежние друзья, которые остались здесь, не узнали меня, да и мне было с ними уже не так интересно, потому как я чувствовал, что сильно вырос.

По приезду, спустя три года, у меня наступила депрессия, я чувствовал, что мне нужно попробовать себя где-то, а не в Узбекистане. Я понял, что не ощущаю себя дома – ни в Японии, ни у себя на Родине. Закончив здесь магистратуру в Ташкентском Государственном Экономическом Университете, в 2013 году я полетел по приглашению друга, в Бруклин, который тогда занимался продажей коммерческих страховок транспортным компаниям. Так я оказался в Америке, но если другой друг позвал бы меня тогда в Испанию, я бы сейчас беседовал бы с вами, возможно, из Мадрида – тогда для меня этот вопрос был не принципиален.

Об активных проектах, действующих в Америке.

Так или иначе, все три проекта связаны с траковой индустрией (от слова truck — «грузовая машина», прим.ред) или с рынком внутренней логистики. Это большие грузовики с фурами, которые перевозят какой-либо груз по внутренним дорогам США и Канады. Исторически сложилось, что железные дороги в штатах не прижились и их крайне мало, поэтому все перевозится на колесах. Таким образом, все бизнесы, которые связаны с этой областью – пользуются большим спросом.

Первая компания, Energy Trucking, занимается непосредственно грузоперевозкой по территории США. Нас нанимают клиенты, среди которых есть такие компании, как Amazon, Coca Cola, Walmart и просят перевезти товар от точки А до точки Б.

Вторая компания, TruckStaff Solutions, консалтинговая компания, основной деятельностью которой является оказание помощи предпринимателям, инвесторам и любым другим желающим – запустить собственный траковый бизнес.

Суть заключается в следующем, в зависимости от финансовых возможностей клиента – мы предоставляем ему разные виды услуг. Мы можем проконсультировать по возникшим вопросам владельца тракового бизнеса, помочь с юридической стороны, с лицензией и так далее, это может стоить от 1000$ до 10 000$. Также можем продать действующую компанию с многолетним стажем, потому как именно возраст компании – открывает перед нею двери к более высокооплачиваемым клиентам. Это стоит порядка 20 000 – 70 000$. Наконец, еще один вариант, если человек совсем не сведущий в данном бизнесе, хочет получить готовый проект, в котором уже поставлена работа, есть определенная база клиентов и у этой компании более чем 10-летний стаж. Такая услуга, в зависимости от сложности и доходности проекта, может стоить от 100 000 до 300 000$. В дополнение, мы предоставляем ему месячный курс, на протяжении которого делимся с ним деталями и секретами рынка, который сами набирали методом проб и ошибок, на протяжении 8 лет. Здесь играет роль только вопрос цены и потребности обратившегося к нам человека. В результате нескольких месяцев совместной работы, мы приглашаем человека в собственный офис, где работают люди, принимают и отвозят заказы, а деньги падают на лицевой счет.

Стоит отметить, что достаточно много узбекских предпринимателей обращаются ко мне за этой услугой. Многим из них мы организовали такой бизнес в Америке, с офисами и сотрудниками, которые расположены как здесь, в штатах, так и в Узбекистане. Им, в качестве бонуса, мы также предоставляем услуги миграционных консультантов, которые помогают получить бизнес визу.

И, наконец, третья компания, Citifuel, самая крупная компания в нашем портфеле. Данный проект основывается на работе с топливом. Это своего рода кешбэк система для владельцев грузового парка или водителей, в частности. Обычно, процесс осуществления перевозки происходит следующим образом – водитель получает заказ, на свои средства пополняет за 200 – 300$ свой бак на сотни галлонов, перевозит груз и только потом получает оплату. Мы же предлагаем ему альтернативный вариант, при котором он может еще и заработать. Предоставив ему кредитную линию, мы сами пополняем ему специальную карту, предоставив которую на колонке он, за каждый галлон получает кешбэк в 20 центов. На сегодняшний день у нас более 300 держателей карт, число которых мы постоянно наращиваем.

В будущем, я планирую создать компанию, которая будет покрывать полный цикл услуг, которые возможны в данном бизнесе. Это и финансирование приобретения траков, приобретение в аренду прицепов и много чего другого.

Зачем «создавать» конкуренцию на рынке, на котором вы сами зарабатываете?

Большинство моих знакомых задают мне этот вопрос. Многие забывают, насколько Америка большая и высокоразвитая страна. С конкурентами мы не пересекаемся и не видим их даже на горизонте – грузов здесь настолько много, что Америке нужны еще люди, которые вошли бы в этот бизнес. Жесткая конкуренция на этом рынке ведется только за водителей этих самых грузовых автомобилей. Только от количества этих водителей зависит то, сколько заказов мы сможем получить.

Бизнес, в котором не нужны никакие инвестиции. 

Получается так, потому что у меня всего три обязательства, если смотреть в корень. Первое из них, перед компанией, которая в аренду предоставляет трак. Второе, это обязательство перед водителем, который осуществив заказ, должен получить оплату. Наконец, третье, перед компанией заказчиком, которой мы, собственно, должны перевезти груз. В итоге, транспортная компания может функционировать без единого транспорта.

Обычно, я всем так и говорю, что компанию я открыл, сидя на коробке, в арендованной квартире – с ноутбуком и телефоном. Средства могут понадобиться только в том случае, если траковая компания, которая дает транспорт в аренду, попросит с вас залог за пользование их грузовика. Таким образом, я развивал свою компанию очень медленно, из-за отсутствия денежных средств, потому как по-одному, по мере возможности, добавлял грузовики, которые осуществляли перевозку.

Был бы востребован подобный бизнес в Узбекистане?

Внутренняя логистика – это очень важный фактор в развитии экономики любой страны. Только представьте, сколько всего зависит от скорости поставки продукта или товара – от места производства до точки реализации. Пока я, в течение полутора лет, работал на рынке логистики Узбекистане в сфере туризма, мне не представлялось возможным запуск подобного бизнеса. Одной из причин тому служило отсутствие солярки. Только представьте, автобус везет туристов, которые являются источником создания имиджа страны заграницей. Вот вы останавливаетесь на заправке и вам говорят, что сейчас хлопковый сезон и солярка нужна комбайнам и в продаже его нет. Кроме того, оставляло желать лучшего – качество дорог и отсутствие инфраструктуры. На создание данной инфраструктуры нужны большие средства.

В штатах этот рынок проработан до мелочей. Здесь вам и заправки, зоны отдыха для водителей на каждых 50 миль, где они могут отдохнуть, заняться спортом, развлечься и подкрепиться. На заправках, водитель может починить свой трак, принять душ, поиграть в бильярд или игровую приставку. В общем, все сделано для того, чтобы водитель там оставил свои средства.

Еще одной важной причиной того, что подобный бизнес пока что трудно осуществим на территории Узбекистана, это отношение людей к сделкам и бюрократические препоны. Менталитет узбекского народа построен таким образом, что прежде чем заключить какую-то сделку, нам нужно встретиться с ним лично. Чтобы запустить какой-то бизнес, государство выстроило систему сбора большого количества бумаг, похода по разным инстанциям и так далее. Здесь, как и во многих других странах, все процессы оцифрованы и от этого безопасность ничуть не страдает.

Здесь вы называете по телефону или онлайн переписке, клиенту или партнеру номер своей лицензии и он сразу же понимает с кем он говорит и имеет дело, пробив этот номер по специальной базе. Тут предоставлена вся история, финансовая чистоплотность, наличие судебных дел, рейтинг компании и так далее.

Узбекистан сейчас стремительно развивается и конечно, у меня есть идеи запустить проекты и там. Есть мысль, которую я долго вынашиваю, запустить платформу, которая сводила бы людей, которым нужен транспорт с одной стороны и которым нужны клиенты для перевозок, с другой.

Какими видите собственные проекты в течение ближайших 5 лет? 

Одной из важных собственных заслуг перед компанией, я считаю создание плана по развитию, который рассчитан на несколько лет вперед. Мы его очень долго разрабатывали, в нем мы расписали каждый шаг, каждую планку, которую должны достичь до определенного времени и пути, по которым нам необходимо идти. Это, в свою очередь, позволит нам без особого риска, подпитывая нашу компанию, защищая ее на рынке, стабильно развиваться.

Я понимал, что если мы выходим на новый уровень и масштабируемся – нам необходимо полностью менять внутреннюю структуру компании. На сегодняшний день, в нашей базе больше 300 траков, которые ездят по дорогам Америки, но если мы хотим довести цифру до 1000 или 5000 грузовиков и при этом не просесть, не увеличить количество ошибок – необходимо реформировать работу компании.

Америка – страна возможностей? Легче ли действительно вести бизнес в штатах.

Слова «легко» и «бизнес» несовместимы в любой стране, особенно в Америке. Да, здесь создали все условия для того, чтобы ты запустил бизнес, какой ты только захочешь и насколько конкурентна среда бы ни была, работы для всех достаточно. Однако, все как и везде, зависит от человека, который его ведет. Предприниматели могут потерять половину, а то и все средства, на недостаточно взвешенном решении. Важно только одно, насколько легко ты сможешь встать, отряхнуться и снова идти дальше. Поэтому единственным словом, которое подчеркивает преимущество ведения бизнеса в Америке, я бы назвал, «удобно». Да, в Америке действительно удобно вести собственный бизнес.

Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ

tg