«Следующий год заложит основу политического пиара в онлайн-СМИ Узбекистана» – Тимур Абдулин
Главред Repost.uz о том, какие изменения ждут СМИ Узбекистана в 2021 году.
Фото на главной: Малика Камилова.
Главный редактор и со-основатель новостного СМИ Repost.uz, а также изданий TBLD.uz, TezNews.uz и Kapital.uz Тимур Абдулин рассуждает, какие изменения ждут локальные интернет-СМИ в следующем году и почему мы идем по пути Казахстана.
– Опиши кратко 2020 год для СМИ Узбекистана
Однозначно успешный, но загруженный год. При всей трагичности обстоятельств по миру, для СМИ он оказался успешный. Наши проекты со времен выявления в Узбекистане первого заболевшего в марте показали рост от 20% до 55%. Repost показал самый высокий темп роста за все годы существования – постоянная аудитория во всех наших соцсетях за два месяца локдауна выросла более чем на 30%. Загруженный, потому что мартовский локдаун заставил резко адаптироваться к удаленке, которую мы раньше не практиковали.
– Вы запустили три проекта за год, но ряд игроков ушли с рынка. Почему так?
Это нормальный «цикл производства» в медиа. Одни ушли, потому что устарели морально, вторые переоценили себя, кому-то не хватило денег и опыта, а может и того и другого. СМИ в Узбекистане – это не поиск свободной ниши или финансирования; и с тем, и с другим проблем нет. Главная проблема – кадры. Можно вложить много и пафосно, но продукт делают люди, а их нет. Мы, например, их взращиваем сами, поэтому ни один главред в наших изданиях не был привлечен со стороны – это наши ребята, они все в «Репосте» начинали когда-то.
– Repost иногда критикуют за подачу новостей – много негатива и короткая подача. Вы это специально?
Любое СМИ – это индикатор того, что происходит в обществе. Если не писать о негативе, то меньше его не станет. Это же, наоборот, двигатель наших с вами изменений. Показали наши ребята ужасный зоопарк в Навои, через три дня животных спасли и в Ташкент увезли; высмеяли инсталляции непонятные на улице – за пару часов их снесли. Негатив наполняет нашу жизнь, но одно дело, когда благодаря СМИ негатив нивелируется и проблема решается, а другое – когда он накапливается и ничего не происходит. Это инструмент, который в умелых руках, вне провокаций и эмоций, может решить много проблем. И я рад, что наши чиновники начали его понимать и учиться с ним работать.
Что касается короткой подачи, это всегда было нашей особенностью – более того, мы этим гордимся. Наши журналисты умеют перерабатывать огромные нечитабельные тексты в максимально сжатые и понятные. Настолько простые, чтобы прочесть их могли люди всех возрастов и где угодно, потратив 1-2 минуты. Мне кажется, это одно из тех качеств, за которое нас полюбили.
– Про чиновников. Как поменялось их отношение к СМИ за год?
Для большинства стало понятно, что бесполезно бороться со СМИ – надо решать проблемы, о которых СМИ пишут. Но делать это грамотно – не доводить до тех пор, пока об этом напишут везде, а решать даже точечные проблемы. В этом пресс-службы должны помогать и активнее работать. А еще не забывать отвечать на запросы СМИ – это всегда важно. Не писать с просьбами разместить материал, когда проблема уже решена или появилось опровержение, а быть с нами на связи 24/7. Это залог имиджа любого госоргана.
Я думаю, мы в этом плане можем пойти по пути развития Казахстана. Там прибыль большинства крупных интернет-СМИ составляют государственные заказы (до 80% от ежегодного объема). И это не есть плохо. Госорганов много, все они что-то делают хорошее, но на страницы СМИ это часто не попадает. Зачем просить частные СМИ что-то публиковать, если это актуально для очень маленькой группы людей либо направлено на повышение имиджа структуры – заключите договор на информационную поддержку, это ведь мировая практика, а самое актуальное СМИ и без этого зацепят и распространят.
– Что будет со СМИ Узбекистана в следующем году
Ожидаю много знаковых событий. Я считаю, что он станет определяющим для появления политического пиара в интернет-СМИ – впереди выборы, на ряд министерств возложены очень большие задачи, а у интернет-СМИ и Telegram-каналов появляются многомиллионные каналы продвижения. С этой аудиторией нужно начинать работать. Считаю, что самое подходящее время для этого как раз сейчас. Парламентские выборы 2019 года стали хорошим зачатком для этого – Repost во время агитационной кампании активно сотрудничал с четырьмя из пяти политических партий.
Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ