Решай быстро: как кассы самообслуживания завоевывают узбекистанский ритейл

Узбекистанские ритейлеры, уже работающие с кассами самообслуживания, рассказали о своих впечатлениях и перспективах этой технологии.

Решай быстро: как кассы самообслуживания завоевывают узбекистанский ритейл

Запуск формата самообслуживания в магазинах Узбекистана 一 нелегкий процесс, который начался всего два года назад. Препятствиями к его внедрению в основном становятся стоимость такого острова, недоступность востребованной у покупателей наличной оплаты и недостаток у населения технической грамотности (или смелости).

Препятствия и потребности рынка

Для покупателя касса самообслуживания 一 это или проверка на честность, или шанс избежать стояния в очереди. Большую ставку сети продуктовых магазинов делают на молодежь и прогрессивную часть населения.

«Я вижу, что рынок уже готов к этому, особенно молодое поколение. По опыту других сетей можно сказать, что люди, которые делают малые покупки, а также молодежь при наличии выбирают именно кассы самообслуживания. Популярность технологии в Узбекистане будет нарастать. Ритейлеру выгоден этот формат: касса самообслуживания отпуск не просит, на больничный не уходит. Узбекистанский ритейл готов к повсеместному запуску самообслуживания», — считает ИТ-директор Baraka Market Хуршид Каххоров.

ИТ-директор Baraka Market Хуршид Каххоров

Первые кассы самообслуживания появились в сети Makro 一 за ними подтянулись и другие, например Korzinka. Тестовые острова самообслуживания установили в круглосуточных магазинах 一 проверить, насколько такие кассы разгружают трафик покупателей в часы пик (9-11 и 19-20 часов). Из явных проблем 一 местами неинтуитивный интерфейс и неудобства с терминалами оплаты.

«Зачастую на кассах стоят сразу два терминала оплаты 一 UZCard и Humo. Одно из препятствий для запуска самообслуживания 一 отсутствие их интеграции в одном ПИН-паде», 一 подчеркивает Хуршид Каххоров.

На многих кассах самообслуживания нет возможности внесения наличных — в Узбекистане это самый востребованный способ оплаты покупок. Однако доверие к безналичной оплате потихоньку растет: уже 44% взрослого населения страны имеют свою пластиковую карту. Осталось разработать инфраструктуру и ввести терминалы, поддерживающие мультикарточную оплату, и не забыть о максимально понятном интерфейсе.

Директор по продажам сети bi1 Исмаэль Жермен поддерживает развитие касс самообслуживания в Узбекистане:

«Нужно тщательно протестировать техническую часть, чтобы было как можно меньше «багов» и технология была user friendly. Все должно красиво выглядеть, и кассу должно быть удобно использовать. Для покупателей можно написать приятные приветствия: «спасибо за покупку», «ждем вас снова». Такие небольшие дружелюбные шаги помогут дополнительно привлечь людей».

Директор по продажам сети bi1 Исмаэль Жермен

Опасения ритейлеров

Эксперт российской ИТ-компании CSI Игорь Чечулин в интервью The Mag раскрыл постепенную эволюцию от базаров к продвинутым супермаркетам в Узбекистане:

«Думаю, переход произойдет постепенно, но неизбежно: рынок развивается, технологии не стоят на месте, подрастает новое поколение покупателей, которые используют всевозможные гаджеты в повседневной жизни, следят за трендами и смело пробуют все новое».

Эксперт CSI Игорь Чечулин

Действительно очень часто в магазинах можно увидеть молодых людей с 1-2 товарами в руках. Выстаивать очередь в кассу для них не вариант 一 остров самообслуживания был бы весьма кстати.

Во главе угла решения ритейлера о внедрении самообслуживания 一 вопрос доверия к технологии. Многие опасаются финансовых потерь из-за воровства на таких кассах и того, что недешевая новинка будет простаивать без покупателей.

По мнению экспертов в области ритейла и автоматизации торговли, большинство этих опасений легко предотвратить. Игорь Чечулин уверен:

«Пронести неоплаченный товар можно и через классические кассы. Другой вопрос, что ритейлеры часто пренебрегают простыми мерами безопасности именно на кассах самообслуживания, из-за чего на них появляются дополнительные возможности вынести товар без оплаты. Еще одна эффективная мера 一 камера прямо в кассе. Если на вас смотрит глазок объектива 一 это дополнительно дисциплинирует. Я уже не говорю о чисто бытовых решениях: на острове должно быть достаточно пространства, чтобы покупатели не толпились».

На острове должно быть достаточно пространства: например, как в белорусском «Гиппо»

В целом в Узбекистане, по наблюдениям ритейлеров и потребителей, довольно низок процент краж в магазинах. Дело в социальном конструкте махалли и в том, что публичное осуждение до сих пор является сильным инструментом для сдерживания криминальных инцидентов.

Что касается потенциальной бесхозности касс самообслуживания, эксперты подчеркивают важность грамотного планирования и внедрения технологии:

«Создание самообслуживания — это не просто установка новых касс и расширение возможностей оплаты, а трансформация кассовой линии, перестраивание диалога с покупателями, настоящая эволюция в рыночных отношениях. К этому процессу нужно готовиться, начиная с постановки целей, изучать движение покупателей в каждом конкретном магазине, планировку пространства. Важно эргономично спроектировать остров самообслуживания, рассчитать количество касс, выбрать необходимые модификации и безотказный софт с понятным интерфейсом», — подчеркивает директор ИТ-компании Soft Business Group Анвар Хамракулов.

Директор Soft Business Group Анвар Хамракулов

В России еще 10 лет назад многие с недоверием относились к формату самообслуживания, а сейчас 54% ритейлеров успешно используют его в своих магазинах и отмечают эффективность и популярность у покупателей. Технология востребована также в Казахстане и Кыргызстане.

Кассы самообслуживания в магазинах A-Store, Казахстан

Перспективы самообслуживания в Узбекистане

Узбекистанский ритейл пока только в начале пути, но желающих попробовать технологию в действии становится все больше. Например, bi1 планирует запустить самообслуживание до конца года.

«Мы уже общаемся на эту тему с несколькими компаниями, на примете есть 2-3 магазина, для которых хорошо подойдет формат самообслуживания: с большим потоком покупателей и небольшими средними чеками. Я не вижу никаких технических препятствий для развития этой технологии в Узбекистане. Разве что для некоторых дискаунтеров это может казаться слишком большой инвестицией. Но я считаю, даже им это будет выгодно, ведь самообслуживание дает возможность сэкономить время покупателей и сократить очереди. Где нет очередей, там больше клиентов», 一 делится Исмаэль Жермен.

Что касается затрат на создание системы самообслуживания и покупку касс, эксперты в области автоматизации подчеркивают быструю окупаемость решений 一 за счет повышения пропускной способности магазина, особенно в часы пик. Дополнительно стоимость решений и их обслуживания снижает выбор безналичных касс.

«Торговые сети стремятся снизить капитальные затраты на открытие и модернизацию магазинов, а производители регулярно представляют новые бюджетные модели оборудования, например, мы производим кассы самообслуживания CSI K 一 недорогие коробочные решения с набором готовых сценариев использования. При разработке максимально стандартизируем компоненты и сокращаем число точек отказа оборудования. Это существенно упрощает замену и количество запчастей. Если три года назад средний срок окупаемости решений для самообслуживания составлял 2-3 года, то сейчас в наших расчетах все чаще появляются сроки в 5-10 месяцев, при этом часовая ставка у кассира на том же промежутке времени только увеличивается», — отмечает директор по продуктам для самообслуживания CSI Антон Иманов.

Директор по продуктам для самообслуживания CSI Антон Иманов

По общему мнению ритейлеров, чем короче путь от покупателя до покупки 一 тем лучше. Брошенная корзина 一 больное место любой коммерции, что офлайн, что онлайн. Интернет уже приучил покупателей получать желаемое буквально в пару кликов. Этот паттерн переносится и в реальный мир, поэтому со временем кассы самообслуживания станут привычным делом.

«Дополнительной мотивацией к использованию касс самообслуживания в Узбекистане мог бы стать перевод интерфейса на узбекский язык и добавление возможности оплаты через терминал. Для этого нужно, чтобы банки настроили возможность принимать карты друг друга. Сейчас поставляемые нами кассы самообслуживания от CSI поддерживают работу с двумя ПИН-падами. Окупаемость такого решения 一 до трех лет, а практическая и имиджевая польза 一 мгновенная», 一 делится Анвар Хамракулов.

Удобная касса самообслуживания 一 это не будущее, а настоящее. И если сегодня мы будем только наблюдать за пионерами рынка, завтра может оказаться так, что наблюдения не стоили упущенной прибыли.

Автор: Алиса Гранова

Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ

tg

Материалы по теме

ЦБ России поднял ключевую ставку до 18% годовых
/
ЦБ России поднял ключевую ставку до 18% годовых
SERM-рейтинг от Index: какие платежные системы лучше всех выглядят в поисковых системах за первое полугодие 2024 года
/
SERM-рейтинг от Index: какие платежные системы лучше всех выглядят в поисковых системах за первое полугодие 2024 года
Гендиректор ADM Jizzakh предложил вернуть пошлины на электромобили
/
Гендиректор ADM Jizzakh предложил вернуть пошлины на электромобили