5 советов начинающим стартап-предпринимателям
Редакция Kapital.uz решила поговорить с основателем Humans Group Владимиром Добрыниным о том, какие ошибки совершают фаундеры и как рождаются по-настоящему гениальные идеи.
Стартап-индустрия сейчас в Узбекистане набирает огромные обороты. Этому помогает поддержка правительства, массовость IT-образования и релокация высококвалифицированных специалистов. Согласно данным исследования, в 2021 году 39% стартапов в Узбекистане находились на стадии идеи и только 8% в фазе активного роста.
Редакция Kapital.uz решила поговорить с основателем Humans Group Владимиром Добрыниным о том, какие ошибки совершают фаундеры и как рождаются по-настоящему гениальные идеи.
Вера в идею
История любого стартапа начинается с идеи и поиска ниши для будущего бизнеса. Для этого предприниматели используют разные методики. Например, стратегию голубого океана — создание спроса на рынке за счет нового направления, о котором еще не успели подумать конкуренты. Классические примеры — игровые приставки Nintendo, стриминговая модель Netflix, дешевый электрокар Tesla.
Фаундеры могут тратить месяцы и даже годы на кастдев, тестирование гипотез и, полевые исследования. Но я не верю, что идея успешного стартапа может родиться искусственно, в процессе изнурительных экспериментов и тестов. Вы должны гореть проектом, он должен явиться вам во сне, стать внезапным озарением. Нужно понимать, чего конкретно вы хотите. Как правило, у успешных стартаперов главное желание — изменить мир к лучшему.
Звучит пафосно, но не менее пафосно звучали и питчи большинства сегодняшних технологических гигантов. Например, Джефф Безос на старте позиционировал Amazon как «самый большой книжный на планете» — и добился цели. Поэтому не бойтесь собственных амбиций и четко формулируйте идею. Уже после идеию можно раскладывать на гипотезы и питчи, тестировать и дорабатывать концепцию. Со временем идея может оказаться не такой уж гениальной — и это нормально.
Самый простой и проверенный способ оценить проект еще до старта — это разговор с потенциальным пользователем продукта: постарайтесь за 15 секунд раскрыть суть идеи. С большой вероятностью, с первого раза ее не оценят, а вашей команде придется потратить немало сил, чтобы убедить весь мир в гениальности замысла. К слову, в разных регионах одну и ту же идею могут воспринимать по-разному.
Свободное падение
Обучиться предпринимательству в теории нельзя — не поможет ни степень MBA, ни школы фаундеров, ни наличие унаследованного бизнеса. Каждый стартапер начинает с нуля и проходит собственный путь проб и ошибок. Это похоже на первый прыжок с парашютом — приходится делать шаг в неизвестность, который невозможно отрепетировать заранее. Нельзя на земле принять решение — прыгаю или не прыгаю. В первые годы вам будет казаться, что вы находитесь в свободном падении. И без провалов не обойдется.
Часто начинающие предприниматели не понимают рынок или продукт, с которым хотят работать product-market fit — отсутствует (соответствие продукта потребностям рынка. – Прим. ред.). Либо некорректно рассчитывают юнит-экономику, или банально не хватает денег. Другая распространенная ошибка — подбор не тех людей в команду.
По статистике, чем старше предприниматель, тем больше шансов у него запустить успешный проект. Но на практике не все делают выводы из провалов. По моему опыту, нет никакой корреляции между возрастом фаундера и перспективами стартапа. Более того, в молодости часто проще рисковать, перестраиваться, а главное, спокойно принимать поражения. Так что же лучше, опыт и планирование или наивность и эксперимент? Идеальной формулы не существует, иначе все бы ей пользовались.
Не стоит рассчитывать на щедрость инвесторов
В 2020-е одним из главных венчурных трендов стали мегараунды инвестиций — стартапы привлекают все более крупные суммы за один раунд, и кажется, что рынок переживает бум. Но заполучить миллионные инвестиции удается далеко не всем — инвесторы тратят больше, но становятся разборчивыми. Например, уже не так охотно инвестируют в посевные раунды и чаще отдают предпочтение стартапам, у которых уже есть доход. Поэтому не обращайте внимание на венчурный шум — да, успешных проектов немало, и в их число попадают стартапы из стран СНГ, такие как Miro, Grammarly или PandaDoc. Но венчурный рынок — это рулетка: вероятность заручиться поддержкой инвестора не велика, да и ждать приходится долго. Поэтому заложите на привлечение денег больше времени и продолжайте делать свое дело — да, расти рекордными темпами не получится, но рано или поздно на хороший продукт обратят внимание.
Прокачивайте устойчивость к форс-мажорам
События начала 2020-х показали, что подготовиться к глобальным изменениям невозможно — никто не смог спрогнозировать дату начала пандемии или специфику экономического кризиса 2022. Нассим Талеб описал неизбежность форс-мажоров в «Черном лебеде» и «Антихрупкости». Ключевая мысль — точные прогнозы в современном мире невозможны, поскольку слишком много факторов и игроков влияет на глобальный ход событий. Поэтому не тратьте время на предсказания — лучше инвестируйте ресурсы в создание устойчивой многоуровневой компании, которая не развалится при столкновений с первым же кризисом. Продумайте, какие ниши сможете освоить, если бизнес-модель не сработает; как быстро перестроитесь, если нарушатся привычные каналы коммуникации или дистрибуции.
С черным лебедем столкнулась и команда Humans, когда мы только готовились к запуску в Узбекистане — как раз началась первая волна пандемии, и привычные процессы нарушились. В итоге старт сместился на несколько месяцев, но мы были к этому готовы, прежде всего морально.
Главное — это люди
На этот принцип стоит полагаться всем стартаперам, на каком бы рынке они ни работали. Любая компания — это живой и меняющийся организм, который создает новые продукты и услуги. Фаундеры зря считают, что внутренние разногласия не повлияют на внешние процессы. Одно тесно связано с другим. Конфликты, хаос и нарушенные коммуникации приводят к развалу бизнеса — вспомните нашумевшие истории провалов, например, WeWork или Theranos: фаундеры создавали изначально токсичные системы с жесткими иерархиями и сомнительными практиками. В итоге такой подход повлиял на продукт, бизнес и отношения с инвесторами.
Поэтому позаботьтесь в первую очередь о сильной и надежной команде единомышленников. И старайтесь выбирать людей, с которыми вам захочется вести бизнес долго — это касается как коллег, так и партнеров. Компетенции можно нарастить, опыта — набраться, но человеческие отношения развивать долго и сложно — отдавайте предпочтение тем, кто разделяет ваши ценности и цели.
Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ