Коммерческий директор и руководитель HR-отдела экосистемы Sello рассказали о построении мультикультурных команд и иностранном опыте
Также эксперты компании поделились, почему Sello «за» интернациональные команды, как эксперту «влиться» в локальные бизнес-процессы, о цифровизации, e-commerce, о работе коммерческого директора и руководителя HR-отдела и многом другом.
![Коммерческий директор и руководитель HR-отдела экосистемы Sello рассказали о построении мультикультурных команд и иностранном опыте](https://kapital.uz/wp-content/uploads/2023/06/937x536-4-1.png)
Маргарита Файкова — коммерческий директор экосистемы Sello, приглашенный эксперт по стратегическому планированию, реализации коммерческих и маркетинг-стратегий, масштабированию бизнесов и кризисному управлению. Работала в крупнейших Российских ритейлерах, запустила 2 собственных успешных стартапа.
Наргиза Эргашева — руководитель HR-отдела экосистемы Sello. Имеет более 8 лет опыта работы с международными финансовыми институтами. Участвовала в международных проектах, в том числе по реализации трансформации HR.
Об иностранных специалистах в Узбекистане
— Иностранные специалисты в Узбекистане — это необходимость или же дополнительная «помощь» для развития бизнеса?
Наргиза: В условиях быстрого роста экономики появляются новые задачи, которые требуют привлечения извне специалистов высокого уровня. Это связано с тем, что Узбекистан находится на том этапе развития, когда появляются новые области и внедряются современные технологии. С этим и возникает потребность в привлечении экспертов, потому что в их странах уже пройден этот путь.
Маргарита: Я думаю, что это скорее необходимость, которая появилась с началом экономического роста. Компетенции, в первую очередь, необходимы для быстрого масштабирования, выстраивания бизнес-процессов и стратегического видения.
— Чем именно привлекает Узбекистан?
Маргарита: Здесь тепло и интересно! Интересно с точки зрения потенциала развития, многие бизнесы проходят этап становления. В стране много молодых и энергичных людей. Если говорить о самом Узбекистане, то меня привлекает сочетание аутентичности и развития, включая цифровизацию в целом.
Наргиза: Зарубежных специалистов привлекает работа в Узбекистане, так как они тоже получают здесь новый международный опыт и принимают «вызов» — смогут ли они применить накопленный опыт и адаптироваться в местных бизнес-процессах или нет.
— На что обращает внимание компания Sello при найме специалистов и отличаются ли требования для иностранных экспертов?
Наргиза: Стратегия найма в компаниях является единой, и здесь нет разделения на иностранных и местных специалистов. В Sello она основывается, в первую очередь, на видении ценностей и выбранного подхода работы внутри компании. Когда мы нанимаем новых специалистов, мы обращаемся к профессиональному уровню соискателей и какие перспективы роста и развития могут быть для потенциальных и действующих сотрудников компании. Наша философия набора придерживается принципов равных возможностей ,разнообразия и открытости. Но, при этом, мы ищем конкретных профессионалов, которые будут уже с нами идти дальше и достигать вместе поставленных целей.
— Является ли найм иностранных сотрудников частью стратегии компании?
Наргиза: Это не является частью стратегии, но мы, как развивающаяся компания, понимаем, что от множества взглядов и интересов зависит прогресс. Мы уверены, что быть разными — продуктивно, так как это множество вариантов мышления, это быть готовым к разным ситуациям и иметь ответы на множество вопросов.
— Помимо опыта и экспертизы, что еще может быть ценным для узбекского бизнеса?
Маргарита: На экспертизу можно смотреть с разных сторон. Как правило, у экспата уже есть опыт прохождения основных этапов развития и у него есть представления о том, какие действия приводят к результатам. Также с привлечением международного опыта могут происходить изменения и в корпоративной культуре — по-новому выстраиваться кросс-функциональное взаимодействие, ставиться задачи, формироваться мотивация сотрудников и целых команд.
— Что является ключевым в эффективности работы мультикультурной команды?
Наргиза: На мой взгляд, это прозрачность. Сотрудники должны понимать поставленные перед ними задачи. Чем конкретнее задачи, тем реалистично их выполнение. Когда людям понятно, в какую сторону они направляются, им легче ориентироваться или применять какие-либо инструменты, чтобы дойти до этой цели. К тому же, все правила и инструкции нужно озвучивать на этапе интервью, то есть на входе кандидаты должны понимать свои задачи и цели компании. От HR-отдела требуется создание условий, чтобы процесс адаптации прошел более гладким и получилось хорошее взаимодействие внутри команды.
Ошибки в работе с иностранными специалистами и как их избежать?
— Можно ли опыт переносить сразу в бизнес?
Маргарита: Думаю, что это не всегда быстро решаемая задача. С одной стороны, мы приглашаем людей с экспертизой, с опытом, а с другой стороны не можем это полноценно внедрить, — как оказалось, есть большой разрыв между желанием передать экспертизу и готовностью ее принять. На мой взгляд, это один из наиболее сложных моментов.
Наргиза: Согласна, что это сложная задача. Это ошибка, когда профессионал приходит в компанию и пытается сразу внедрить весь опыт без учета особенностей местной культуры и инфраструктуры.
— С какими сложностями сталкиваются мультикультурные команды?
Наргиза: В интернациональных командах большие плюсы, но бывают и минусы. Плюсы — это разное мышление, взгляды на существующие проблемы, открытость к новым вызовам. Минусы — это адаптация внутри команд. Например, когда приходит в команду человек иной культуры, бывают небольшие расхождения, притирки, которые связаны с ментальностью разных культур. Если брать нашу культурную особенность, то у нас люди более эмпатичные и мы по природе взаимодействуем с людьми мягче. Например, нашим людям сказать конкретно «нет» — сложно и мы пытаемся этот ответ немного сгладить. Иностранцам же этого не понять. В таких моментах могут быть недопонимания и это один из примеров. Но при правильном подходе и объяснении особенностей, открытого общения это можно минимизировать.
— Как избежать разочарований в работе с обеих сторон?
Наргиза: У каждой стороны есть свои ожидания, например, работодатель ожидает экспертизы. Неудовлетворение приходит тогда, когда четко не обозначены цели, задачи, дается недостаточное время для адаптации или когда ожидаются сиюминутные изменения. В свою очередь, приходящая сторона должна понимать, что существуют культурные особенности ведения бизнеса.
Маргарита: Я тоже считаю, что недовольства возникают из-за неоправданных ожиданий с обеих сторон. Чтобы этого избежать, я бы, в первую очередь, сделала детальную сверку между тем, как бизнес реально функционирует и какие цели ставит собственник, насколько он действительно готов к изменениям и как их себе представляет. Таким образом, экспаты смогут лучше понять, насколько вообще их опыт будет в компании нужен и применим. Бизнесу же, который нанимает иностранных специалистов, важно внимательно оценивать свои ресурсы, закладывая время на адаптацию обеих сторон и готовность перенять опыт.
— Маргарита, был ли у вас «культурный шок» именно по взаимодействию с местными специалистами?
Маргарита: Как такового культурного шока у меня не было, но были вещи, которые для меня до сих пор кажутся непривычными. Например, здесь люди ведут более расслабленный образ жизни, что, соответственно, отражается и на отношении к работе. И здесь сильны дружеские, семейные ценности и вообще высока ценность человеческих отношений. Важно, перед тем как перейти к решению рабочих вопросов, познакомиться и выстроить доверительную дистанцию и только после – возможно обсуждение любых вопросов. Если знать и чувствовать такие нюансы, можно не только выстраивать вполне эффективное взаимодействие, но и получать удовольствие от нового опыта.
— Каким образом привлеченные эксперты могут помочь местным специалистам?
Маргарита: Через двустороннее заимствование опыта. Например, у местных специалистов можно получить опыт договариваться и вести торговые отношения, а у зарубежных специалистов перенять стратегические, аналитические навыки, опыт проектного управления и умение капитализировать свои навыки.
— Могут ли местные кадры после получения опыта стать наравне с экспертами?
Наргиза: Несомненно, я считаю, что нет той области или сферы, которые нельзя было бы изучить. Просто, для нового требуется время, чтобы это принять, понять и уже потом выполнять. И на своей практике я видела немало наших профессионалов, которые, благодаря обмену опытом, расширяли свои компетенции, возможности и достигали новых вершин. Нельзя сказать, что экспертиза в лице экспатов вообще не будет нужна — все же, мир не стоит на одном месте.
— Какие советы можно дать экспертам, которые собираются приехать в Узбекистан?
Маргарита: Я бы советовала не сразу выходить в какие-то компании, а просто пожить, посмотреть, поездить по городам, пообщаться с людьми, привыкнуть к другому языку, воспользоваться сервисами, поездить на такси — обязательно прочувствовать всю атмосферу и, возможно, стать ее частью. Это поможет лучше понять особенности другой культуры и спокойнее относиться к своим ожиданиям. Я неоднократно наблюдала, как экспаты приезжали под конкретные проекты и не выдерживали более 1-3 месяцев, в основном из-за того, что встречались с другой культурной средой и оказывались в очень некомфортной для себя среде.
Наргиза: Соглашусь с Маргаритой, но я бы дала еще советы не только экспертам, но и HR. В первую очередь, важно определить ценности, миссию компании, каких людей нужно подбирать. Лучше нанимать людей с разным мышлением, чтобы обеспечить команду максимально широким взглядом на проблемы, вести прозрачную коммуникацию с командой. Уделять внимание процессу ее формирования и доверительных отношений внутри коллектива, так как от мотивации данной части тоже многое зависит. Чем больше сотрудников чувствует поддержку со стороны работодателя, тем выше результативность работы — это практикой доказано.
Call-центр: +998 (78) 113−09−00
Сайт: sello.uz
Instagram: @sello.uzbekistan
Facebook: @sello.uz
Telegram: @sellouz
На правах рекламы
Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ