Рокировка в авиасекторе Узбекистана: эксперты о том, какой сигнал рынку дают новые назначения
Uzbekistan Airways и Uzbekistan Airports возглавили новые руководители — министр транспорта Илхом Махкамов и Рано Джураева, занимавшая топовые посты в S7 Space и структуре Роскосмоса. Чего ждать от этих кадровых решений, рассказали авиаэксперты специально для Kapital.uz
Как ранее писал Kapital.uz, на пост руководителя компании Uzbekistan Airports назначена 63-летняя Рано Джураева, ранее возглавлявшая предприятие Роскосмоса «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» и компанию S7 Space. Также она развивала проекты в грузовых авиаперевозках в «Инновационном центре гражданской авиации» и аэропортовом комплексе Домодедово.
Руководство сменилось и в Uzbekistan Airways — председателем правления стал 42-летний Илхом Махкамов, несколькими днями ранее назначенный министром транспорта. Информацию подтвердили в пресс-службе Министерства транспорта. Махкамов окончил Ташкентский автодорожный институт и Академию государственного и общественного строительства при президенте, а с октября 2020 года был и. о. министра транспорта.
Kapital.uz спросил у экспертов авиаотрасли, о чем говорят эти назначения.
Олександр Ланецкий — руководитель Международного института развития инфраструктуры, директор консалтинговой фирмы Friendly Avia Support (Литва):
— Назначение министра транспорта главой Uzbekistan Airways вызывает вопросы. Возможно, это решение временное, потому что пока что всё выглядит очень странно.
С одной стороны, вроде бы в Узбекистане взят курс на либерализацию гражданской авиации. Наконец-то отделили регулятор от авиакомпании, к чему очень долго шли. Теперь руководство регулятора возглавляет национальную авиакомпанию, это шаг назад — в те времена, когда реформы еще не начались.
Однако критиковать всегда легко — министр молодой, энергичный, возможно, он поведет авиакомпанию в верном направлении.
Что касается второго назначения: Рано Джураева — опытный специалист. Все почему-то концентрируются на ее опыте в Роскосмосе, который никакого отношения не имеет к сфере аэропортов, и в Домодедово, который тоже нельзя применить к Узбекистану, потому что это огромный аэропорт.
При этом забывают, что Джураева работала в авиационном секторе группы «Базовый элемент», которая в том числе занималась развитием аэропортов в Красноярске и Владивостоке и в Сочи, Краснодаре, Геленджике, Анапе («Базэл Аэро»). Это как раз очень похоже на то, что есть в Узбекистане: один крупный аэропорт, несколько туристических и несколько совсем «заштатных». В этом проекте делали очень интересные вещи, Джураева — это человек на своем месте.
Зафар Хусаинов — учредитель компании по авиасервису и туризму AviaST (Россия), в прошлом коммерческий директор регионального представительства Vietnam Airlines во Франции и Европе, ведущий эксперт коммерческого департамента дирекции НАК «Узбекистон хаво йуллари», представитель НАК во Франции:
— В приложении к Чикагской конвенции (Конвенции о международной гражданской авиации) Dос 8335-АN/879, где определяются взаимоотношения авиационной администрации и операторов, указано о невозможности совмещения функций регулятора (министерство транспорта) и оператора (авиакомпаний).
В случае совмещения позиций этих организаций возникает конфликт интересов в части равноправной конкуренции между операторами, а также теряется контроль за безопасностью выполнения полетов.
При аудите Международная организация гражданской авиации ICAO строго проверяет систему разделения функций между оператором и регулятором. В случае несоблюдения разделения полеты в другие страны могут быть запрещены.
Министр транспорта никак не может быть председателем правления Uzbekistan Airways. Тут, по сути, мы возвращаемся к старой системе (до реформ 2018–2019 годов), когда НАК была монополистом, де-факто контролировала Госавианадзор и выполняла функции регулятора всей авиационной отрасли Узбекистана.
Госавианадзор был создан в 1998 году и до создания Министерства транспорта де-юре был регулятором, но на деле НАК имела большое, если не всестороннее, влияние на принятие решений в данном ведомстве.
Я надеюсь, данное назначение — это временная мера, так как действующий министр никогда не работал в авиации, не имеет соответствующих технических навыков и специализированного авиационного образования.
Хочу отметить, что вышесказанным я никоим образом не хочу подвергнуть сомнению компетентность вновь назначенного председателя правления Uzbekistan Airways или кадровую политику руководства страны. Как только подберут подходящую кандидатуру, министр вернется к своим непосредственным обязанностям, и конфликт интересов будет исчерпан.
Рано Джураева долгое время работала в России и набрала достаточный опыт в области аэрокосмической индустрии и организации работы аэропортов. Но важно не забывать: Узбекистан — это не Россия, у нас своя специфика и свои особенности.
В России модернизация государственных аэропортов производится за счёт бюджетных средств. В Узбекистане нет такого бюджета, чтобы использовать его на все проекты. Здесь важно максимально коммерциализировать работу аэропортов, вывести их на самоокупаемость и доходность.
В региональных аэропортах Узбекистана объявили режим открытого неба (по факту ввели в четырех — Бухара, Карши, Ургенч, Наманган). Однако до сих пор нет пояснений, как туда летать, а Минтранс не выдаёт разрешения на свободные полеты, хотя стоит очередь из зарубежных перевозчиков на полёты в наши регионы.
Если госпожа Джураева сможет адаптироваться под местные реалии, будет максимально эффективно взаимодействовать с государственными структурами и регуляторами, выведет доходность аэропортов на качественно новый уровень, обеспечит их максимальную независимость от сторонних дотаций и государственного регулирования, введёт в действие политику открытого неба и привлечёт международно признанные компании к техническому и коммерческому обслуживанию операторов в аэропортах, думаю, у неё многое получится, и она достигнет целей, поставленных перед ней руководством страны.
Алишер Анназаров — сооснователь и руководитель SilkJet (компания разработала проект первого лоукостера в Узбекистане):
— Назначение на должности руководителя регулятора и национальной авиакомпании одного и того же лица даёт четкое понимание того, что понятие «конфликт интересов», никак не берётся в расчёт, а это сигнал участникам рынка, что государство не намерено проводить реструктуризацию НАК для повышения ее эффективности, а намерено и дальше продолжать ограждать авиакомпанию-монополиста от конкурентной борьбы.
Назначение на должность руководителя Uzbekistan Airports профессионала своего дела Рано Джураевой хотя и выглядит позитивно, но нивелируется указанным выше назначением.
Если министр транспорта, будучи одновременно главой НАК, будет помогать Джураевой развивать аэропорты и приглашать новые авиакомпании в Узбекистан, предлагая в том числе сниженные тарифы на обслуживание, тогда люди сделают выбор в пользу новых авиакомпаний.
Такую ситуацию представить сложно, поэтому, вероятнее всего, новым авиакомпаниям, как и прежде, будут устанавливать минимальную сумму, за которую они смогут продавать билеты (всё тот же паритет), чтобы НАК могла выдержать конкуренцию. Поэтому все эти усилия без самого главного — коренной реструктуризации НАК для повышения ее эффективности — выглядят потерянным временем и потерянными финансовыми ресурсами для бюджета и для граждан страны.
В любом случае, время покажет, и по результатам мы будем делать выводы. А пока пожелаем им обоим удачи.
Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ