M Cosmetic в Узбекистане: от анализа рынка до успешных планов на 2024 год
Руководство компании в интервью Kapital.uz рассказали о стратегиях вхождения, адаптации к местным требованиям и перспективах развития на узбекском рынке красоты
В рамках стратегического развития на рынке Узбекистана, M Cosmetic выделяется не только значительным входом, но и последующим успешным укреплением своей позиции. В эксклюзивном интервью редакции Kapital.uz руководство компании расскажeт о фундаментальных этапах вхождения на рынок, стратегиях адаптации к местным реалиям и эффективных мерах по укреплению конкурентных позиций.
Какие были основные этапы выхода M Cosmetic на узбекский рынок, и как компания укрепляет свою позицию среди конкурентов?
Выход на новый рынок начинается с его исследования, изучения конкурентов и потребителей. Нами была проделана большая «домашняя работа», именно поэтому, я считаю, мы так органично вписались в современный ритейл Узбекистана.
Мы по-прежнему тщательно анализируем рынок, предпочтения и, главное, тренды, что позволяет нам быстро реагировать на изменение потребностей наших клиентов и представлять на полках актуальный и модный ассортимент.
Мы активно продвигаем собственные марки материнской компании: Stellary, Beauty Bomb, Zollider, La Fresh, Kumiho и др., которые пользуются большой популярностью у наших покупателей. Мы выделили место для парафармацевтики, потому что получили запрос от клиентов на здоровое питание и потребность в витаминах.
Очень горжусь, что недавно мы представили нашу первую локальную СТМ (собственная торговая марка). Самое замечательное то, что это продукт, который изготовлен в Узбекистане, поэтому он будет радовать жителей страны своим высоким качеством и разнообразием.
Ну и конечно же наше преимущество – достаточно агрессивный план развития. Мы открываем наши магазины в разных городах страны в самых удобных локациях, в разных частях города, делая нас по-настоящему близким магазином у дома, у работы, в ТЦ.
К концу 2023 года мы открыли 70 магазинов и продолжим расти сопоставимыми темпами и в следующем году.
В чем заключается уникальность M Cosmetic на узбекском рынке, и как компания успешно адаптирует свой бизнес к местным особенностям?
Наша уникальность заключается в том, что мы первая и единственная в стране дрогери-сеть современного формата с таким набором продаваемых товарных категорий. В наших магазинах можно найти товары для красоты и ухода, для семьи и дома.
Мы усердно работаем над развитием эксклюзивного предложения нашему покупателю в различных ценовых сегментах, которое представлено такими брендами как Influence, Mixit, Sammy Beauty, July Bee, «Самый Сок» и др.
Поддерживая развитие тренда Halal, мы наращиваем присутствие данного направления на полках наших магазинов. В настоящее время в сети представлено более 375 наименований халяльной продукции в категориях декоративной косметики, уходовых средств для лица, косметики для волос и др. с такими торговыми марками как Callista, Golden Rose, Hamme, Trich Up и др.
В связи с широкой географией развития по всей республике, мы стараемся адаптировать наш ассортимент к каждому району столицы и региону страны, чтобы удовлетворить потребности каждого клиента. Мы активно сотрудничаем с узбекскими производителями в категориях средств для стирки, бумажной продукции, средств личной и детской гигиены. Например, в категории бумажной продукции, местный производитель уже занимает лидирующие позиции.
Мы не останавливаемся на достигнутом и будем дальше стремиться максимально покрывать потребности даже самых взыскательных покупателей нашей сети.
Какие итоги M Cosmetic может представить за 2023 год? Какие достижения и изменения произошли в компании за последний год?
Главное, что за этот год мы существенно укрепили команду, которая готова активно развивать наш бизнес.
Скорость развития сети — это действительно то, чем мы можем гордиться. Если брать классический ритейл формат, где открытие начинается с договора и стройки, а заканчивается праздничным запуском, то могу с уверенностью сказать, что в 2023 году мы безусловные лидеры рынка.
Нам удалось адаптировать много бизнес-процессов и разработать новые регламенты, которые учитывают все нюансы работы на рынке Узбекистана.
Большое внимание было уделено обучению персонала, их мотивации, чтобы в магазинах M Cosmetic наши клиенты получали качественный сервис. И это находит отклик в их сердцах, мы получаем много позитивной обратной связи от клиентов.
Ассортимент, атмосфера магазинов, новые дизайнерские решения, маркетинговые активности – это все то, чем мы гордимся.
Этот список будет не полным, если не скажу о двух проектах, которые очень важны для нас.
- Запуск программы корпоративного волонтёрства Mehribon Mahalla. С большим теплом мы поддерживаем несколько направлений социальных инициатив. Безмерно рады, что клиенты сети также подхватили проект и присоединились к акции «Добрая покупка» для помощи бездомным животным.
- Наша коллаборация с Alter Ego, совместно с которой мы представили стильные футболки и шопперы, украшенные чудесными орнаментами в национальном стиле, разработанные талантливой художницей Ксенией Поповой специально для M Cosmetic. Плод этого совместного творчества можно найти в наших топовых магазинах.
Какие планы M Cosmetic имеет на будущее в Узбекистане? Есть ли планы по расширению ассортимента или открытию новых магазинов?
Прежде всего, хочу отметить, что, заходя на рынок Узбекистана, мы сразу подчеркнули, M Cosmetic – это проект на года. Наш подход к делу соответственный, мы выбираем удобные локации в густо оживленных массивах столицы и других городов страны, расширяем границы и масштабируем сеть, открывая новые торговые точки в том числе и в регионах республики. Строим качественный сервис, задавая тренд в ритейле формата дрогери, которого жители Узбекистана еще не знали.
В 2023 году мы вышли на высокий темп по открытиям, поставив амбициозные цели и выполнив их. В 2024 году мы постараемся сохранить этот темп, и стать еще ближе к каждому клиенту.
В этом году компания запустила волонтерский проект Mehribon mahalla, что успели охватить по проекту, какие результаты уже видно?
История данного проекта началась, когда мы поняли, что сотрудники M Cosmetic проявляют желание помогать нуждающимся и делать добрые дела. За основу был взят опыт «Магнита» в России, где успешно реализуется программа корпоративного волонтёрства «Добро на районе».
В Узбекистане мы дали ей название Mehribon mahalla, что созвучно с нашими ценностями.
У волонтёрского движения четыре направления, а значит четыре проекта:
- «Я – донор!» запущен накануне Международного дня донора в этом году. На донацию крови поехали 20 сотрудников M Cosmetic, из которых 14 были допущены к донорству. Мы будем активно продолжать данный проект и в следующем году.
- Акция «Добрая покупка»: здесь мы сделали то, чего до нас не делал ни один ритейлер Узбекистана. Мы установили в наших магазинах специальные ящики для сбора корма для кошек и собак, лакомств и игрушек для четвероногих. Мы хотели посмотреть, найдёт ли это начинание отклик в сердцах покупателей. Акция моментально стала успешной – десятки покупателей приобретали корм и жертвовали его в бокс, а в начале ноября 15 волонтёров компании отвезли первую партию помощи в приют «Хаёт» и проект «Мушуккент» — получилось почти 34 кг корма от наших клиентов и ещё 55 кг для братьев наших меньших – в дар от M Cosmetic.
- Проект «Благо Даря», который мы запустили в конце октября, предусматривает оказание помощи нуждающимся людям. В рамках первой инициативы волонтёры M Cosmetic передали помощь Центру по реабилитации лиц без определённого места жительства при ГУВД города Ташкента. Мы отвезли в шелтер одежду, посуду, бытовую химию, средства личной гигиены.
- Также в следующем году мы планируем запустить экологический проект, который предусматривает высадку деревьев, а также организацию субботников в горах Узбекистана.
Словом, нас ожидает масса событий, которые пойдут на пользу людям, нуждающимся в помощи, бездомным животным и, конечно, нашей природе.
Летом этого года сеть M Cosmetic успешно запустила первую рекламную кампанию. На что она была направлена, какой эффект получили?
Наша главная ценность – это клиент. И особенно, когда бизнес только строится и имеет характер «стартапа», важно чётко донести идею бренда и его особенный, отличительный характер от остальных. Это как титульный посыл, который формируется и укладывается в восприятии клиентов.
Мы изучили основные «боли» ритейл-сектора в Узбекистане и выявили, что основной из ключевых проблем является высокая вероятность покупки некачественного или вообще, поддельного товара. И последствия могут быть очень неприятные – аллергия, ожоги, отравления и прочее. Поэтому в своей дебютной рекламной кампании мы решили рассказать рынку не только про бренд M Cosmetic, но и про наше важное преимущество — исключительно оригинальная продукция в наших магазинах. Коммуникация практически полезного сообщения куда более эффективна для клиента, чем абстрактные посылы.
Также мы верим и знаем, что каждый бренд обязан помогать учиться своему клиенту. Поэтому коммуницируя более глубокие и серьезные сообщения, раскрывая их понятным языком, через культурные ценности и наш узбекский культурный код, мы в конечном итоге меняем, улучшаем качество жизни наших клиентов.
А по поводу результатов отмечу коротко – здесь нужно смотреть только на цифры. Мы замерили уровень осведомленности, понятности сообщения и провели локальные опросы клиентов. Они, безусловно, порадовали. Добиться практически 85% понимания сообщения, 100% лайкинга и увеличить brand awareness с нуля до 37% за одну кампанию – это успех!
M Cosmetic смог стать понятным, к нему прислушались и стали доверять.
Как оцениваете экономическую систему в Узбекистане? Особенно интересно, Ваш взгляд на ритейл в 2024 году
В Узбекистане государство пока занимает весьма значительную роль в капитале и играет важную — в управлении значимыми игроками в большинстве отраслей. При этом надо отдать должное, правительство Республики последовательно реализует стратегию на разгосударствление, в частности, продолжает масштабную программу приватизации и трансформации государственных компаний, либерализацию торгового и таможенного режимов, цифровизацию экономики и взаимодействия с органами государственного управления, а также реформы в сфере образования и здравоохранения.
Хочу особо отметить сравнительно необременительную систему налогообложения, невысокий, на уровне 40%, уровень государственного долга, самую большую среди государств Центральной Азии численность, среди которого около 60% являются экономически активными, а около 30% — моложе 14 лет. Все это в комплексе формирует высокую фундаментальную привлекательность Узбекистана для инвесторов.
Мы оптимистично смотрим на перспективы современного ритейла в Узбекистане как в 2024 году, так и в среднесрочном периоде. Рост экономики и располагаемых доходов населения, контролируемая инфляция, меняющиеся потребительские предпочтения молодежи и рост требований населения к качеству сервиса делают рынок Узбекистана благоприятным как для существующих, так и для новых игроков.
Но, как и всегда, наибольшая награда достанется тем, кто сможет раньше других разглядеть изменения трендов и настроений, «оседлать» их и трансформировать риски и неопределенность в конкурентное преимущество «первопроходца на рынке». Цена есть и останется ключевым факторов выбора для покупателей, но неценовая конкуренция будет иметь все большее значение, поэтому будет расти важность способности ритейлеров понимать своих клиентов, сегментировать их, быстро адаптироваться под их меняющиеся нужды и повышать их лояльность.
Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ