«Будущее Узбекистана в еде»: СЕО Makro Дмитрий Бова рассказал об уникальности нового проекта

Редакция Kapital.uz провела интервью с CEO Makro про особенности открытия первого в своем роде нового формата супермаркета.

«Будущее Узбекистана в еде»: СЕО Makro Дмитрий Бова рассказал об уникальности нового проекта

Makro — одна из крупных розничных компаний в Узбекистане, предлагающая широкий выбор товаров. В интервью для Kapital.uz глава компании, Дмитрий Бова, обсудил планы развития, а также вызовы, с которыми сталкивается бренд, и стратегии для преодоления этих проблем в будущем.

С какими препятствиями столкнулась Makro в 2023 году, и как компания смогла их преодолеть? Какие уроки были вынесены?

Нам предстояло провести реструктуризацию компании, которая в последние четыре года теряла свою аудиторию. Это стало нашим главным приоритетом. Мы замечали падение трафика и увеличение долгов перед поставщиками, что серьезно сказывалось на операционной деятельности. Было необходимо вернуть компанию на путь операционной устойчивости, — отметил Дмитрий Бова.

Мы успешно погасили все долги перед нашими поставщиками и восстановили с ними сотрудничество. На данный момент мы работаем с более чем 740 поставщиками. В начале 2023 года их число составляло менее 200, поскольку некоторые из них отказывались с нами сотрудничать. Сейчас наша компания признана самым надежным партнером, который строго соблюдает свои финансовые обязательства, выполняет свои обязанности и успешно расширяет объемы продаж.

По мнению Бовы, в период компания утратила свою уникальность и корпоративную идентичность. Это привело к тому, что потребители перестали четко понимать, что именно представляет собой Makro для них: место, где можно приобрести бутылку газировки или шоколадку. Она утратила свой статус магазина, где можно найти все необходимое для семьи, и эта проблема стала ключевой для компании.

Какие уроки были вынесены из пройденного периода?

В 2020-2021 годах Makro начал активное расширение. Мы запустили целую волну новых магазинов, однако, это оказалось неудачным решением, приведшим к серьезной дисперсии внимания внутри компании. Это было связано с запуском множества процессов и проектов, что создало дополнительные сложности. Пандемия COVID-19 также оказала влияние, создав иллюзию массового перехода потребителей с традиционных базаров и магазинов на современные розничные площадки. Однако на деле такого массового перехода не произошло.

Потребители вернулись к привычным базарам, и розничная торговля продолжила своё развитие. К сожалению, компания не разработала четкого КСП (комплексного предложения ценности), не определила свою уникальную идентичность, и не ясно представила, какую выгоду получают клиенты, посещая Makro. Этот опыт стал уроком.

В начале 2023 года складывалось ощущение, что Makro будет закрываться. В 2024 году, исходя из инсайдов, вы выходите на рынок с магазинами у дома и с супермаркетами уникального формата. С чем это связано?

Это связано с необходимостью адаптации к изменяющимся требованиям и предпочтениям потребителе. В 2023 году компания была вынуждена закрыть ряд магазинов. Это свидетельствует о необходимости пересмотра стратегии развития и поиска новых подходов к организации бизнеса.

Открытие уникального формата супермаркетов, с акцентом на готовую еду, представляет собой ответ на изменяющиеся предпочтения потребителей. Такой подход позволяет компании удовлетворить спрос на удобство и быстроту обслуживания, предлагая широкий выбор готовых блюд и закусок.

Введение новых форматов магазинов, таких как «магазины у дома», также является стратегическим решением компании. Это позволит более точно ориентироваться на нужды и предпочтения местных потребителей, а также расширить охват аудитории.

В целом, эти изменения направлены на улучшение конкурентоспособности компании, удовлетворение потребностей клиентов и укрепление ее позиции на рынке розничной торговли.

Вы указали количество закрытых магазинов в 2023 году. Сколько магазинов открылось у Makro с 2023 по 2024 год?

В прошлом году мы открыли всего два новых магазина в формате «у дома» с площадью 300 кв.м. Кроме того, компания провела реконструкцию восьми существующих магазинов такого формата, также с площадью около 300 кв.м. Мы осуществили модернизацию одного крупного супермаркета площадью 1 тысяча кв.м, а также еще одного на улице Чиланзар, 55, который занимает площадь 1,5 тысячи кв.м, — поделился Дмитрий Бова.

Мы только начали процесс запуска. В этом году нас ожидает значительное масштабирование. Планируется открыть приблизительно 30 магазинов «у дома» в новом формате, который предполагает совершенно новый уровень взаимодействия с посетителями, новые стандарты обслуживания и новые подходы к клиентам. Кроме того, мы планируем открыть четыре-пять крупных супермаркета. Все это — наши планы на 2024 год.

В марте открылся первый супермаркет Макро в новом формате.Сколько времени прошло от идеи до открытия магазинов нового формата?

От момента зарождения идеи до момента торжественного открытия прошло всего два месяца. Хотя идея зрела уже давно, принятие окончательного решения оказалось нетривиальным. От момента, когда было принято решение о запуске магазинов с новой идентичностью, до самого открытия прошло всего 60 дней. Это действительно быстро, — заявил Дмитрий.

Насколько велика была команда, работавшая над проектом, и какие этапы были сложно реализуемыми или неожиданными?

Команда, работавшая над созданием магазина уникального формата, состояла из 12-13 человек (люди, кто составлял основу команды и принимал ключевые решения). Кроме того, были специалисты, занимавшиеся различными областями работы: операционная деятельность, ремонт и обслуживание, развитие и эксплуатация, маркетинг, коммерция, а также те, кто занимался разработкой нового бренда. В общей сложности, около 200 человек приняли активное участие в открытии магазина, — отметил он.

Почему был выбран именно такой формат? Чем он может еще привлечь потенциальных покупателей помимо ранее перечисленных факторов?

Будущее Узбекистана в еде — это не просто пища, это культура, исследование кухни, искусство продуктов питания. Мы стремились сделать это центральным аспектом нашего магазина, его наиболее привлекательной частью. Посетители увидят еду, будут наблюдать, как готовится плов в аутентичном чане, как шашлык жарится на мангале, как лепешка выпекается в тандырах, которые также будут открыты для всех. Этот невероятный процесс будет доступен для всех желающих, — поделился Дмитрий Бова.

В дополнение к вышеперечисленному, в магазине появятся мясники, которые будут раскладывать свежее мясо на полках. Компания нацелена на предоставление потребителям вкусной еды, знакомой и любимой всем узбекистанцам, по доступным ценам. Уже прошло две недели с момента открытия, и можно с уверенностью сказать, что идея действительно перспективна и эффективна.

Makro зарекомендовал себя как смелый бренд, который умеет кардинально меняться и приспосабливаться к определенным условиям. Будут ли похожи данные изменения на предыдущие в плане своей масштабности?

Наш главный приоритет — внедрение качественных изменений. Мы не стремимся к чему-то скоротечному, поэтому в 2023 году открыли всего два магазина. Однако мы активно проводили эксперименты с реконструкцией, форматами и ассортиментом. В этом году все наши усилия будут сосредоточены преимущественно на повышении качества во всех аспектах деятельности компании.

На какой ступени эволюции находится компания в данный момент на ваш взгляд? Какие главные вызовы придется преодолеть компании в ближайшем будущем?

В настоящее время мы находимся на этапе перерождения, в процессе которого компания претерпевает изменения от неоптимально работающей и мало привлекательной для клиентов к эффективной и привлекательной. Этот метаморфозный процесс будет занимать весь 2024 год. Мы планируем провести реконструкцию магазинов, изменить процессы, ассортимент и многое другое.

Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ

tg

Материалы по теме

В Джизакской области построят мусороперерабатывающий завод на более $6 млн
/
В Джизакской области построят мусороперерабатывающий завод на более $6 млн
Вакансия: компания Sky Manager ищет в команду менеджера по работе с клиентами
/
Вакансия: компания Sky Manager ищет в команду менеджера по работе с клиентами
Российская авиакомпания «Победа» запустит рейсы в Ташкент
/
Российская авиакомпания «Победа» запустит рейсы в Ташкент