COVID-19 и негативные последствия, связанные с пандемией: как это повлияло на автопром Узбекистана

Коронавирус, изменивший лицо и саму структуру мировой экономики, сильнее, чем на прочие сектора, повлиял именно на автомобильное производство.

COVID-19 и негативные последствия, связанные с пандемией: как это повлияло на автопром Узбекистана

С учетом высокотехнологичности и сложности производства автомобилей, практически все без исключения автомобильные производства являются активными участниками мирового разделения труда и цепочек поставок: ни один бренд не является полностью самодостаточным, соответственно глобальный кризис не мог не оказать влияния и на UzAuto Motors.

Коронавирус, изменивший лицо и саму структуру мировой экономики, сильнее, чем на прочие сектора, повлиял именно на автомобильное производство. Помимо объективных факторов, влияющих на авторынок здесь и сейчас, огромное значение имеют уникальные предпосылки к кризису, порожденные, к слову, не только COVID-19. На глобальный кризис здравоохранения наложился пик торговых войн США против технологичных компаний из КНР. Санкции против Huawei и ZTE, включавшие в себя запрет на поставки микрочипов китайским гигантам, вынудили тех скупить большую часть имеющихся в мире полупроводников, создав внутренние резервы на случай обострения отношений с США. Таким образом, на рынке микропроцессоров образовался идеальный шторм, накрывший рынок смартфонов и автомобилей. При этом растущий накал американо-китайского военно-дипломатического противостояния вокруг Тайваня, где сосредоточена львиная доля мирового производства микрочипов, не дает ситуации стабилизироваться.

Как следствие, текущий год стал наиболее тяжелым для всех высокотехнологичных отраслей, в том числе для ведущих мировых автопроизводителей: сокращения рабочего персонала, остановка конвейеров, закрытие заводов и целых кластеров стали заурядной практикой. В ведущих автомобильных державах мира давно никого не удивляют галопирующие цены на машины и многомесячные очереди за ними. Дефицит компонентов оценочно приведет к катастрофическому спаду производства – около 16% от мирового выпуска, при этом по некоторым брендам данный показатель достигает 50%. Тот же General Motors был вынужден на некоторое время приостановить операции на трех предприятиях в США, Канаде и Мексике, а на его заводах в Южной Корее объемы производства в этом году сократились вдвое.

Дефицит микрочипов

С учетом фактических показателей производства UzAuto Motors 2020 года (рекордные 280 080 единиц) план на 2021 год был установлен на той же отметке с возможностью увеличения до 320 000 в случае повышенного спроса. Производственные мощности, действующие контракты и численность персонала позволяли рассчитывать на успешную реализацию этих прогнозов. Однако уже в I квартале резкое изменение глобальной конъюнктуры стало сказываться на работе автозаводов по всему миру: дефицит полупроводников застал врасплох крупнейших производителей, поставленных перед фактом разрыва договорных обязательств. Из 280 000 машинокомплектов микрочипов, законтрактованных в 2020 году, было получено подтверждение лишь на 150 000. Более того, проблемы с поставками возникали хаотично по каждому из всех 7-8 типов (блок управления двигателя, мультимедийная система, ABS, Эро-глонасс и др.) микрочипов, требуемых для производства одного автомобиля. Это приводило к нецелостности машинокомплектов микрочипов и требовало постоянного напряжения в части опциональности автомобилей.

Тем не менее, заранее созданные резервы комплектующих, содержащих микрочипы, позволили избежать самого драматичного развития ситуации – остановки конвейеров. Кроме того, были приняты экстраординарные меры для стабилизации обстановки: переговоры с GM International и рядом производителей микрочипов обеспечили дополнительные поставки полупроводников, что позволило произвести в текущем году 235 600 автомобилей, а не ожидаемые в условиях кризиса 150 000.

Все меры в совокупности с увеличением производственных мощностей завода позволят покрыть отложенный спрос на автомобили – с учетом проведенных ранее мероприятий по обеспечению UzAuto Motors необходимыми объемами микрочипов и налаживания логистических процессов. Это позволит выйти на органические темпы роста на фоне восстановления экономики после пандемии.

Степень влияния компании на поставки микрочипов и логистическую ситуацию в мире ничтожно мала. По прогнозам большинства аналитиков глобальные проблемы с микрочипами и логистикой не отпустит мировой рынок до 2023 года, более того ситуация даже усугубится. Для смягчения влияния данных катаклизмов на деятельность компании в 2022 году с GM ведется плотная работы по своевременному обеспечению микрочипами производства автомобилей и решению проблем с логистикой.  Но даже в этом случае реализация всех зависимых от UzAuto Motors мер по выходу компании из кризиса и смягчения влияния на компанию глобальных проблем не исключает риски, на которые компания повлиять не может.

Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ

tg