Cооснователь сети кофеен Caffelito Комрон Саломов о становлении рынка формата «take away» и расширении бизнеса путем франшизы

Предприниматель также поделился планами, сколько филиалов собирается открыть до конца года.

Cооснователь сети кофеен Caffelito Комрон Саломов о становлении рынка формата «take away» и расширении бизнеса путем франшизы

Зачем выбирать бизнес-проект, который никто пока не понимает и как масштабироваться с нескольких кофеен до 29 по всему городу методом, к которому никто на рынке, среди местных компаний, не прибегает? Kapital.uz побеседовал с сооснователем сети кофеен Caffelito формата «take away» Комроном Саломовым и узнал каким образом предпринимателю приходят нестандартные методы развития.

Почему выбрали формат кофейни «take away»?

Идея создать собственную сеть кофеен формата «take away» появилась в 2013 году. В то время, культура потребления натурального кофе на улице отсутствовала на нашем рынке — он был в меню только в ресторанах. Большинство не понимало, зачем приобретать кофе в бумажном стаканчике за столь высокий ценник, когда можно сварить самому дома. Сделали ресерч, провели аналитику зарубежных аналогов кофеен подобного формата и поняли, что в ближайшем будущем — это будет ежедневным ритуалом. В городах, где жизнь протекает куда более интенсивно — люди уже не мыслят начало дня без чашки кофе перед тем, как поехать в офис или куда-либо еще.

Мы поняли, что такое кофе, что его можно вкусно готовить и продать человеку, который идет или едет мимо, к себе на работу.

По формату, все наши филиалы должны располагаться вдоль дороги, без трудностей к подъезду.

С какими трудностями вы столкнулись в 2013 году?

Кроме того, что были трудности при запуске — на законодательном и документальном уровне, возникали трудности и с потребителями. Никто не понимал зачем покупать кофе за такую сумму (около 3 500 сумов в то время), да и сейчас — не все еще готовы платить за чашку 15 000 — 20 000 сумов. Однако, время идет и люди понимают, им нравится и они возвращаются вновь.

Сколько было инвестировано средств в начале?

В сумме, вместе с друзьями, мы вложили в бизнес около $150 000 до того, как он начал приносить прибыль. Это были вложения трех инвесторов, вхожие в учредительский состав, в том числе мои. Каждый из нас занимается собственным направлением, в котором он силен и имеет экспертизу. Мы вместе давно дружим и они инвестировали в бизнес-проект, поверив в его рентабельность.

Фото: Абдумавлон Мадмусаев

Почему выбрали франшизу, как путь масштабирования бизнеса и как она выглядит сегодня?

Изначально, в планах франшизы у нас не было — мы только хотели расширить сеть до 10 точек. Первые три-четыре года мы только и делали, что «кормили» и подпитывали бизнес. Обороты были маленькие за счет непонимания продукта на рынке, а уже в 2017 году почувствовали наконец все увеличивающийся интерес. Постепенно, мы увеличили число кофеен до 9-ти и поняли, что не справляемся с объемом работы. Для нас, как для собственников бизнеса, тот объем был уже достаточен, но люди требовали большего количества точек. Тогда же от рынка начал поступать спрос как на кофе, так и на приобретение франшизы. Таким образом, было принято решение далее развивать проект по пути франшизы.

На сегодняшний день, у нас 29 точек, из которых 9 — собственные, а 20 — франшиза. Число сотрудников недавно превысило 100 человек, а число чашек, продаваемых в одном филиале около 3 000 — 4 000. Практически всеми франшизами сегодня владеют сотрудники, которые когда-то работали в Caffelito, что показывает общее доверие к бренду и его окупаемости. К слову, некоторые франчайзи владеют уже несколькими точками — получаются этакие сЕти внутри сетИ.

Для наших партнеров, которые решили войти в команду, у нас существует «бар департамент», отделы контроля и качества, учебный центр. Они постоянно поддерживают и полностью контролируют работу франшиз, что обеспечивает идентичные вкусовые качества и процессы во всех кофейнях.

Мы почти не прибегаем к «тайному покупателю», так как все наши клиенты и являются «тайными покупателями», которые активно участвуют в жизни бренда, корректируют нас и дают советы. На сегодняшний день call-центра у нас как такового нет, поэтому все звонки поступают непосредственному руководству компании, следовательно, все необходимые меры принимаются во внимание моментально. Недавно мы настроили обратную связь по QR-коду, поэтому теперь наши клиенты могут сразу перейти в чат в Telegram и написать все пожелания там. Нам было принципиально, чтобы этот процесс был устроен максимально просто, в два клика, впрочем как и расположения наших кофеен.

Какие условия приобретения франшизы у вас?

Приобретение франшизы обойдется в $14 000*.

Роялти 0%.

Срок заключения контракта — 5 лет с возможностью продления контракта.

Срок окупаемости — от 6 месяцев.

(*цена актуальна на момент выхода материала)

От нас полное обеспечение необходимым оборудованием, различными рекламными носителями, обучение персонала и поддержка. В результате, мы готовим кофейню под ключ, а от франчайзи нам необходима только локация и помещение. Всеми предоставленными инструментами он может пользоваться безвозмездно на протяжении 5 лет, по истечению которых все, кроме бренда и рекламных носителей, остается в его полную собственность. Пока что таких кейсов у нас не было, к счастью, и все наши франчайзи продлевают контракты и успешно сотрудничают дальше.

Фото: Абдумавлон Мадмусаев

Что касается персонала, франчайзи подбирает его сам — мы же берем на себя полностью обучение и практику. В результате, бариста выходит в новый филиал полностью обученный и готовый. Их заработная плата также утверждается с нами и является стандартной по всей сети, чтобы избежать разногласий между филиалами относительно ее размеров.

Единственное условие с нашей стороны — это обязательный закуп кофейных зёрен и необходимых ингредиентов с нашего склада. Большинство заинтересованных сразу теряют фокус на этом моменте, поэтому хотел бы сразу сделать оговорку. «Закуп с нашего склада» не значит наличие супер маржи или наценки. Напротив, приобрести необходимые ингредиенты напрямую с нашего склада будет выгодно франчайзи, потому как мы в свою очередь получаем их прямиком от производителей. Что касается кофейных зерен — мы просто пытаемся внедрить на рынок собственный, эксклюзивный продукт в нашей брендированной упаковке, которому нет аналогов, поэтому сверхъестественных цен на него тоже нет.

Каким образом отбирается локация для очередной точки?

Мы не открываем очередную точку, будь то она наша или посредством франшизы, ради того, чтобы открыть. Как и потенциальный франчайзи, мы заинтересованы в том, чтобы наш бренд, появившись на определенной локации в городе, не исчез с нее через пару месяцев. Поэтому когда к нам обращается человек за тем, чтобы приобрести франшизу — мы с него просим сразу несколько вариантов, где бы он хотел расположиться, смотрим сами, выбираем и советуем. Человек должен рассчитывать на то, чтобы количество купленных чашек в день — было не менее 100. В этом случае, подобранная локация считается уже удачной. Разбирающийся в этом человек, может понять по окружающей инфраструктуре и проходимости — сможет ли он осилить этот объем или нет.

Какие планы по расширению до конца года? Планируете ли выходить в регионы?

До конца года мы планируем запустить 100 филиалов по всей стране. Сегодня мы представлены только в Ташкенте и Ташкентской области.

Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ

tg

Материалы по теме

M Cosmetic в Узбекистане: от анализа рынка до успешных планов на 2024 год
/
M Cosmetic в Узбекистане: от анализа рынка до успешных планов на 2024 год
ZOOD и Yandex Delivery запустили в Ташкенте экспресс-доставку заказов
/
ZOOD и Yandex Delivery запустили в Ташкенте экспресс-доставку заказов
Евгений Можейко: «Мы понимаем, что для многих узбекистанцев покупка акций UzAuto на IPO будет их первой инвестицией на фондовом рынке»
/
Евгений Можейко: «Мы понимаем, что для многих узбекистанцев покупка акций UzAuto на IPO будет их первой инвестицией на фондовом рынке»