Как пострадали предприятия автомобильной промышленности во время пандемии
До пандемии продажи автомобилей росли, а в некоторых сегментах даже устанавливались рекорды, но с началом пандемии автомобильный мир претерпел ряд ударов и сюрпризов.

Автомобильная промышленность, возможно, является одним из самых взаимосвязанных направлений в мире с широким спектром участвующих в ее цепочке производства отраслей, поставщиков и даже разработчиков программного обеспечения. Это делает отрасль чувствительной к любым изменения, что стало очевидно после пандемии. Нехватка микрочипов сильно повлияла на рынок автомобилей во всем миру.
UzAuto, являясь одним из крупнейших потребителей высокоинтеллектуальных технологий и логистических услуг в Узбекистане, наиболее болезненно переживает последствия пандемии. Среднегодовая потребность компании в международных перевозках составляет более 20 000 контейнеров. 90% грузов идут из Китая и Кореи, что делает важными в логистической цепочке Транссибирский транспортный коридор через российские порты на Дальнем востоке и Казахстан. На данный момент это направление перегружено, сроки поставки увеличились в три раза, а стоимость логистических услуг увеличилась до 3,5 раз. Эти факторы являются одной из важнейших причин, негативно сказывающихся на объеме производства автомобилей, и с этой проблемой столкнулись многие производители.
Если в 2019 году срок ожидания контейнерной поставки автомобильных комплектующих колебался в диапазоне 30-40 дней, то на сегодняшний день перегруженность морских портов в Южной Корее, Китае и России довела этот срок до 6 месяцев, при этом – с полным отсутствием предсказуемости и каких-либо элементов прогнозирования. Иными словами, те же дефицитные полупроводники стали еще и запаздывать на неопределенное время.
Более того, неизменность стоимости автомобилей UzAuto Motors в национальной валюте в течение долгого времени сделало их выгодной инвестицией. Непредсказуемость автомобильного рынка усугубила ажиотаж среди покупателей и значительный рост спроса, что привело к большим очередям за автомобилями. Если ранее, тот же производственный объем позволял удовлетворить спрос на рынке, в нынешних условиях его оказалось недостаточно.
Несмотря на все трудности, связанные с логистикой и дефицитом полупроводников, производство «UzAuto Motors» в 2021 году составило 235 600 автомобилей (всего на 16% меньше, чем в 2020 году). Выйти на привычный допандемический темп производства удалось в последние 3 месяца – последние 90 дней 2021 года конвейеры на заводах UzAuto Motors практически не останавливались на выходные. За 81 рабочий день средний ежедневный показатель производства составил 1 000 автомобилей в день, что позволило произвести за этот период 82 000 автомобилей.
Производственные показатели UzAuto Motors в цифрах:
• за первые 8 месяцев 2021 года было произведено 84 062 автомобиля, что составляет 52% от годового объема. Производственные показатели за последние четыре месяца 2021 года составили 79 463 единицы, что составляет 48% от годового объема 2021 года;
• производство автомобиля Кобальт увеличилось в среднем с 342 до 420 единиц в день (+23%);
• за все время деятельности сварочного цеха зафиксирован рекорд 457 единиц кузовов в день;
• производство Lacetti увеличилось в среднем с 262 до 360 единиц в день (+30%).
Рекорды 2021 года:
• за все время сварочного цеха зафиксирован рекорд 380 шт. единиц в день;
• 25 декабря 2021 года на заводе в Асака был зафиксирован рекорд, производство 1 087 автомобилей в день;
• 6 декабря Хорезмский завод зафиксировал рекорд 502 автомобиля в день;
• несмотря на новогодние праздники, в начале 2022 года за один день получилось побить рекорд в выдаче автомобилей на руки клиентам в количестве 2 271 единиц.
Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ