Технический директор Beeline Uzbekistan ответил на главные вопросы про качество связи

Махмуд Нодиров ответил на ключевые вопросы о мобильной связи, которыми задаются абоненты.

Технический директор Beeline Uzbekistan ответил на главные вопросы про качество связи

Шаг вправо, шаг влево… Почему связь где-то «ловит» хорошо, а где-то — плохо?

Прежде всего качество мобильной связи зависит от количества базовых станций и мощности сигнала. Каждая из них «покрывает» определенный участок территории, ячейку, или, как было на заре развития связи, «соту». Упрощенно, чем больше «антенн» на единицу площади, тем лучше будет связь. Но это если мы говорим про пространство без помех. А в городе сигналу постоянно «мешают» здания, строения и любые преграды из плотных материалов.

Зеркальные фасады и бетонные перекрытия в торговых центрах и офисных зданиях, кирпичные стены в жилых домах, прочные перекрытия в тоннелях и метро препятствуют проникновению сигнала. Тогда операторы связи ставят дополнительные базовые станции непосредственно в зданиях и объектах. 

С ростом числа потребителей мобильного интернета (согласно данным, в Ташкенте смартфонами пользуются уже более 80% клиентов Beeline Uzbekistan) нагрузки и требования к качеству связи неуклонно растут, а места для базовых станций больше не становится, поэтому сейчас мы больше работаем над расширением возможности существующих станций, меняем оборудование на современное, которое обеспечивает больший «коридор» трафика интернета и звонков.

Как планируется установка базовых станций и какими они бывают? 

Сначала на основе расчетов выбираются наиболее оптимальные точки установки, чтобы обеспечить максимальное покрытие и качество. Конечно, учитываются помехи, рельеф местности и количество пользователей в определенной локации. Например, за городом стараемся устанавливать оборудование на холмах или вершинах гор, а в городских условиях — на высотных зданиях. 

А еще с помощью наших аналитиков Big Data мы в Beeline Uzbekistan строим модели нагрузки на существующую сеть. Например, если строится большой спортивный объект, мы понимаем, что там могут собираться несколько тысяч зрителей и участников соревнований. Значит, надо сразу закладывать резерв на такие нагрузки. Просчитываем также, какую мощность и емкость потребует от нас новый микрорайон, который пока существует только в виде макета.

Кстати, разные поколения гаджетов работают на разных частотах, и мощности у них разные. Например, скорость 4G выше, чем у 3G, но, при этом, 2G может покрыть большую территорию. Сейчас мы отдаем приоритет 4G-сегменту, так, в 2022 году мы построили более 2300 новых «баз». Большая часть из них поддерживает 4G, наиболее распространённый и эффективный стандарт мобильной связи, который в мире поддерживают тысячи моделей устройств. 

Когда-то во времена «досмартфонной» эры, одной базовой станции вообще хватало на десятки километров площади. Сейчас плотность выше в десятки, а порой и в сотни раз, а мест для установки базовых станций — все меньше, особенно в городе. И мы начали развивать технологии совместного использования активного оборудования MORAN (Multi Operator RAN), то есть делиться своими базовыми станциями с другими операторами, чтобы совместно обслуживать абонентов сетей посредством общего оборудования.

К сожалению, до сих пор многие люди в разных странах боятся базовых станций и антенн, даже акции протеста устраивают, считая, что улучшение качества связи плохо скажется на здоровье. Но использование любого оборудования в отрасли связи жестко стандартизировано, причем в Узбекистане санитарные требования намного строже, чем в той же Европе. Все оборудование проходит необходимую экспертизу СЭС и проверяется специальными госслужбами. А мы уверены, что работа телеком-оборудования безопасна, ведь каждый год на наших базовых станциях появляются многочисленные гнезда журавлей и аистов, которые выбирают наши вышки в качестве мест для выведения своего потомства. И если птицы гнездятся на базовых станциях, значит, бояться отрицательного влияния радиоволн на организм человека нет смысла.

А если все-таки базовую станцию приходится демонтировать по независящим от оператора причинам, то качество связи в районе, конечно, деградирует. И восстановить его будет непросто — поиск новой площадки и ее согласование, получение разрешений и легализация объекта, а также строительство может длиться от 6 месяцев и более.

Кстати, непосредственно вокруг человека современная базовая станция создает плотность потока энергии в сотни раз меньше, чем многие модели старых телефонов.

Как операторы, в частности, Beeline Uzbekistan отслеживают качество своей связи? 

Эту работу огромной важности у нас в Beeline Uzbekistan делят на две составные части. Первая, предупреждение сбоев, или, как мы это называем, предотвращение деградации сервиса. Например, это аналитика наших Big Data по росту нагрузки на сети, отдельные базовые станции, процент загруженности оборудования. Кроме того, профилактика включает в себя большое количество затрат и труда на обновление и обслуживание действующего «железа», в том числе замену модулей, конструкций, антенн и других элементов. Ну и конечно, своевременное обновление программного обеспечения, без него любое оборудование работать не будет, особенно самое современное. 

И вторая часть — работа над инцидентами. Часть мы получаем внутри нашей системы, срабатывает оповещение у специалистов по обслуживанию сети. А часть сообщений мы получаем от клиентов, которые оставляют обращение у нас на сайте, в call-центре и наших соцсетях, за что им особая благодарность. Ни один инцидент не остается без внимания. 

Вообще в 2023 году одним из главных трендов для бизнеса становится (и вполне заслуженно) забота о счастье клиента, customer service. Показатель NPS (Net Promoter Score), или в одной из версий, индекс потребительской лояльности (индекс готовности рекомендовать) для компаний, предоставляющих услуги, таких как Beeline Uzbekistan, один из ключевых в оценке эффективности работ. Причем не только служб, которые напрямую коммуницируют с клиентом в отделах продажи или обслуживания, но буквально у каждого сотрудника.

Как правильно пользоваться телефоном, чтобы было высокое качество связи и передачи данных? 

Телефон, как и любая техника, устаревает. Модели, которым более трех лет, например, могут не поддерживать новые, производительные и быстрые, версии приложений, вплоть до самой операционной системы. Когда выходит революционно новый смартфон, он, как говорится, «летает». И каждая последующая модель обладает большей мощностью и скоростью серфинга в интернете или отклика приложения. Старые же телефоны, как старые автомобили – мы их любим, с ними связаны добрые воспоминания, но функционал, скорость, экономичность и удобство в них не дотягивает до современных образцов.

Если говорить про современные смартфоны, тут многое зависит от модели устройства и его операционной системы, количества памяти и других параметров. Сейчас современные гаджеты на самом деле становятся все умнее, а значит, накапливают много данных в своих буферах обмена. В итоге системе не хватает памяти и она начинает «тормозить» и глючить. Так что периодически стоит закрывать приложения и перезагружать телефон, чтобы памяти хватало на все процессы, в том числе, корректную работу мессенджеров, соцсетей и стриминговых сервисов.

Вовремя обновлять приложения тоже важно для бесперебойной загрузки и работы. А еще не стоит забывать, что чем ниже заряд батареи в современном смартфоне, тем больше система его экономит, и в таком режиме может не позволить полноценно запускаться некоторым программам или сервисам, что иногда может стать критичным для пользователя.

На правах рекламы

Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ

tg

Материалы по теме

В Ташкенте в часы пик запрещается движение крупных грузовиков
/
В Ташкенте в часы пик запрещается движение крупных грузовиков
Решайте финансовые вопросы передовыми возможностями с новой кредитной картой AVO platinum
/
Решайте финансовые вопросы передовыми возможностями с новой кредитной картой AVO platinum
Выяснили, сколько иностранцев приехало в Узбекистан по коммерческим целям
/
Выяснили, сколько иностранцев приехало в Узбекистан по коммерческим целям