«Мы искали партнера, который бы максимально был близок нам по духу и по общей стратегии»: руководители CLICK и экосистемы Uzum

Редакция Kapital.uz обсудила с руководителями Uzum и Click инициатора сделки, цели объединения и дальнейшие шаги.

«Мы искали партнера, который бы максимально был близок нам по духу и по общей стратегии»: руководители CLICK и экосистемы Uzum

Слияние экосистемы Uzum и платежной организации Click стало одной из резонансных тем начала лета. О том, как эта сделка повлияет на рынок, как изменятся продукты и стратегии компаний после объединения, редакции Kapital.uz рассказали CEO группы компании Uzum Джасур Джумаев (Uzum) и CEO Click Улугбек Рустамов.

Кто был инициатором сделки? Какова цель этого слияния?

Улугбек Рустамов: За последние несколько лет нам поступало много предложений от потенциальных инвесторов. Это были и банки, и холдинги, как ближнего, так и дальнего зарубежья. Поэтому, параллельно с Uzum, мы рассматривали еще не одно предложение.  Уже тогда в планах было построить экосистему и сделать из платежной организации суперапп. Мы анонсировали это и начали работу – выпустили несколько продуктов, ставших частью Click. Эту стратегию мы также учитывали при выборе партнера. Нам важно было не только получить дополнительное финансирование, но и сохранить выстроенный климат внутри компании. Мы искали партнера, который максимально был бы близок нам по духу и по общей стратегии, общему видению. И после долгого периода переговоров остановили свой выбор на Uzum. То есть, отвечая на ваш вопрос, Click был открыт к предложениям, и одно из них поступило от Uzum. Мы его приняли. Так что инициатива была обоюдная. 

Джасур Джумаев: Мы строим уникальную для нашей страны экосистему, которая поможет миллионам людей во всех регионах Узбекистана в решении самых разных задач. И важная часть такой платформы, как показывают мировые примеры — это не просто сервис оплат, а многофункциональная платформа, отвечающая на целый ряд пользовательских запросов. И, когда мы узнали о том, что Click рассматривает предложения, конечно, заинтересовались. Затем был период переговоров и калибровки планов. Мы совпадаем с Click по стратегиям, планам, культуре и подходу к ведению бизнеса. Предоставить качественный сервис, исходя из потребностей человека — это основной принцип нашей работы, в чем могли убедиться наши клиенты. Это всегда будет основой стратегии группы компании. Повторюсь, именно совпадение целей, задач и общего подхода к ведению бизнеса и стало тем самым решающим фактором для обоих партнеров.

Вы объявили, что подписали соглашение о дальнейших шагах — что это значит? Какие шаги вам предстоят?

 

Джасур Джумаев: 12 июня мы подписали соглашение о дальнейших шагах по слиянию — это означает, что мы с коллегами из Click пришли к решению развивать наши компании вместе, и теперь приступаем к проработке реализации этого решения. Слияние крупных компаний даже из разных секторов — это всегда длительный процесс, нам предстоит пройти стандартные процедуры проверки, разработать пакет документации, а только затем предоставить информацию в Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан, чтобы получить согласие на совершение сделки.

Мы объявили об общих планах заранее, как только подписали первое соглашение  — для нас важно, чтобы команды, а также миллионы наших пользователей знали о наших планах, о том, что будет происходить с компаниями, которым они доверяют. 

 

Улугбек Рустамов: Сделка такого формата – это поэтапный, сложный процесс. Сейчас есть понимание, как структурировать работу, как прокладывать мосты между командами. Есть так называемая дорожная карта. Мы максимально гибко подходим к реализации и сделаем все возможное, чтобы слияние прошло комфортно и продуктивно для команды и нативно и экологично для пользователей. 

Означает ли слияние таких крупных игроков появление на рынке монополии?

Улугбек Рустамов: Монополия в общем смысле означает, что у людей нет выбора и они вынуждены пользоваться конкретным брендом. У нас же в стране есть целый ряд альтернативных решений для пользователей. В реестре Центробанка уже 52 платежные организации, среди которых достаточно крупные игроки. И плюс банковские приложения. Занимают ли Click и Uzum одни из лидирующих позиций на своих рынках? Да. Являемся ли мы монополией – нет. Существует несколько видов слияния – это могут быть объединения, как компаний с одинаковым бизнесом, так и слияние компаний разных направлений, но объединенных потребностями пользователей. Мы как раз из последних. Внутри холдинга есть и будет четкое разграничение зон ответственности. 

Джасур Джумаев: Объединяя усилия, выстраивая инфраструктуру экосистемы, мы строим фундамент для развития цифровой экономики страны. Наша миссия — создать технологическую базу для дальнейшего развития цифровых сервисов в Узбекистане. 

В первую очередь, это означает появление на рынке экосистемы, соответствующей мировым стандартам — как Mercado Libre в Латинской Америке, Amazon в США и более близкий к нам географически Kaspi. При этом даже на рынке Узбекистана мы уже видим примеры слияния банков и крупных платежных организаций. Объединение платежного сервиса, маркетплейса, финтех-решений позволяет компаниям предоставить миллионам людей по всей стране удобный доступ к сотням тысяч товаров, удобный сервис их оплаты, причем не только оффлайн и онлайн, но и в рассрочку, а также инструменты для ведения и развития бизнеса. Мы не стремимся к монополии, главное для нас — создать максимум синергии от объединения ресурсов разных команд. Сегодня мы работаем в нескольких отраслях, и в каждой из них конкурируем с сильными игроками: маркетплейсами, банками, финтех-сервисам, в том числе зарубежными. Не стоит недооценивать их масштабы, ресурсы, планы и профессионализм, и именно объединение ресурсов национальных компаний позволит нам конкурировать с иностранными игроками. У пользователей всегда были, есть и будут альтернативы и выбор, каким сервисом пользоваться — будь то банк, сервисы для оплаты услуг, отечественные или зарубежные маркетплейсы для оплаты товаров. 

Пользователи выбирают нас, потому что мы строим уникальные сервисы, например, маркетплейс с доставкой за 24 часа по всей стране, и люди выбирают нас за качество, а не за какое-то особое место на рынке — мы предоставляем удобные решения, огромный ассортимент, качественный сервис. У других игроков есть возможность повторить этот опыт или сделать сервисы лучше, чтобы люди пришли к ним — а это и есть та самая конкуренция. Поэтому не нужно путать экосистему и монополию.

Что значит это слияние для команд? Сохранят ли сотрудники рабочие места?

 

Джасур Джумаев: Сейчас у нас открыто несколько сотен вакансий, в ближайшее время их станет еще больше. Для команд это объединение означает обмен опытом, совместное развитие и движение вперед. Команды Uzum продолжат работу над текущими проектами, развивая продукты, которыми ежемесячно пользуются более 5 млн жителей страны, в то же время у нас появятся новые совместные задачи с командой Click — это и развитие супераппа на базе приложения, и запуск новых сервисов, которые мы анонсировали. Работы станет только больше, возможностей расти и развиваться в компании, работая над масштабными проектами в разных отраслях — тоже. 

 

Улугбек Рустамов: Любое большое изменение в компании – это определенный стресс для команды. Мы придерживаемся принципа, что главный наш ресурс – это люди. И нам важно сохранить комфортный климат даже во время таких больших трансформаций. Поэтому на очном собрании компании мы обсудили все вопросы от команды, поговорили о том, как будет проходить процесс. Новости приняли хорошо. Все понимают, что это новый уровень, новые интересные вызовы и горизонты. И уже ждут начала совместных работ, возможности обмена опытом. Ну и, отвечая на вопрос: да, все сотрудники остаются на своих местах. Работа продолжится из текущего офиса. Более того, мы планируем расти и расширять штат.

По итогам сделки у Uzum появятся новые акционеры: как будет строиться управление компанией?

Джасур Джумаев: Акционеры Click получат доли в головной компании холдинга и войдут в совет директоров Uzum. При этом они продолжат отвечать за развитие Click, но в то же время вместе нам предстоит строить общую стратегию развития экосистемы, координировать проекты других бизнес-юнитов системы. Для нас важно, чтобы у бизнес-юнитов сохранялась свобода действий, но при этом все мы сохраняли общий вектор и ту синергию, о которой я уже упоминал. Так, никто не знает потребности покупателей и продавцов так же хорошо, как команда Uzum Market, у Click есть совершенно уникальная экспертиза и 12 лет опыта в создании и развитии финтех-сервисов.

Изменится ли стратегия компаний после объединения?

 

Джасур Джумаев: В основе своей наша стратегия остается неизменной — это создание технологичной экосистемы, которая позволяет решить максимум бытовых задач и развивать свое дело. С присоединением Click в этой стратегии появляется многофункциональный суперапп как «единое окно» и возможность получить все сервисы экосистемы в одном цифровом продукте. Это принципиально новый пользовательский опыт и продукт для жителей страны. 

 

Улугбек Рустамов: Как я говорил, Click уже стоял на пороге создания экосистемы. Мы ежегодно анонсировали новые направления. Поэтому нет, наша стратегия практически не меняется. Есть четкое понимание, куда двигаться и что нужно рынку, какие продукты наиболее востребованы, и как они должны развиваться. Благодаря общим ресурсам, мы многое запустим быстрее, где-то, используя экспертизу коллег, внесем корректировки. Но в целом, поскольку наши видение и планы, наши стратегии и подходы, изначально совпадали, серьезных изменений не предвидится. 

Что изменится для пользователей Click и Uzum?

Улугбек Рустамов: Для начала о том, что не изменится — безусловно бренд Click не поменяется, останутся все его принципы и ценности. Также все привилегии пользователей по премиум подписке и программам лояльности сохраняются в полной мере. Все договорные обязательства с партнерами остаются в силе. Что нового: Click станет основной точкой входа в экосистему. Помимо этого, мы получаем доступ к сильным командам и экспертизе крупной компании. Это позволит максимально нарастить скорость выхода новых продуктов и сконцентрироваться на финтех направлении.

Джасур Джумаев: Объединение экспертизы в разных отраслях позволит нам создавать новые уникальные продукты на пересечении финтеха, е-кома, банкинга и других отраслей — будь то запуск сервиса бронирования билетов на общественный транспорт или новые опции в уже существующих приложениях. Например, оплата заказов с Uzum Market через Click или рассрочка от Uzum Nasiya для пользователей платежного сервиса. 

Миллионы жителей страны получат доступ к современным удобным и быстрым цифровым сервисам, огромному ассортименту товаров, а значит, решение бытовых проблем станет проще.

Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ

tg

Материалы по теме

Развитие B2B-экосистем в Узбекистане: динамика позитивная, но бизнес консервативен
/
Развитие B2B-экосистем в Узбекистане: динамика позитивная, но бизнес консервативен
Взгляд изнутри на рынок недвижимости Узбекистана
/
Взгляд изнутри на рынок недвижимости Узбекистана
Эксперт CMWP сравнивает: Канатная дорога в Ташкенте — оправдана или нет?
/
Эксперт CMWP сравнивает: Канатная дорога в Ташкенте — оправдана или нет?