Гайд: Как открыть свой бренд одежды в Узбекистане
Kapital.uz поговорил с отечественными дизайнерами о том, как открыть собственный бренд одежды
Некоторые предприниматели в Узбекистане считают фэшн-индустрию одним из самых перспективных направлений. Еще в середине марта глава «Узтекстильпром» Илхом Хайдаров сообщил, что в текстильной сфере за последние 4 года по всей республике было создано свыше 50 тысяч рабочих мест. Этот показатель ежегодно увеличивается на 15 тысяч. Kapital.uz поговорил с основателем бренда Darfour Камолом Эркиновым и CEO Fratelli Casa Шохрухом Каюмовым, чтобы узнать, как открыть собственный бренд.
Начать правильно
В Fashion-индустрии есть несколько вариантов регистрации бизнеса. Это зависит лишь от формата торговли одеждой, отмечает основатель бренда Darfour Камол Эркинов.
Как зарегистрировать бизнес:
— самозанятость или индивидуальное предпринимательство – в том случае, если вы собираетесь торговать лишь на онлайн-платформах;
— частное предприятие – выгодно выбирать, если у вас есть офлайн точка с малыми оборотами. Тогда налоговые вычеты будут меньше – около 1 млн сумов;
— общество с ограниченной ответственностью – стоит регистрировать если вы крупный игрок на рынке со множеством точек и большим оборотом.
Выбор локации и начало производства
Начинающему бизнесмену Эркинов дал совет не стартовать с больших вложений.
«Лучше всего выпустить тестовую коллекцию вещей, выложить это в социальные сети с таргетированной рекламой и посмотреть на реакцию людей. На старте расходы будут в первую очередь на дизайнера, если вы не являетесь сами им, ткань, пошив изделия, организацию фотосессий и на рекламу», — отмечает предприниматель.
Для того, чтобы создать свое собственное производство (около 200 футболок в день) необходимо вложить от 3-х до 4-х тысяч долларов на станки. На сырье потребуется около $5 тыcяч. Всего – около $10 тысяч.
В статью расходов также необходимо включить:
1) аренду (от $600 до $1000);
2) штат (примерно 10 человек – зарплата 20 млн в месяц).
Для нашего производства потребуется штат из:
а) 7 человек для швейного дела;
б) 3 человека для раскройного дела;
в) можно нанять на аутсорс, штатный – необязателен;
Всего: 10-12 человек.
Что делать, если вы не разбираетесь в дизайне, но очень хотите творить?
По словам Камола Эркинова, в случае если вы никогда не занимались дизайном и не имеете отношения к этой сфере, то можно нанять штатного дизайнера. По его словам, зарплата для такого сотрудника будет начинаться от 3 млн и выше.
«Дизайнер должен разбираться во всех мелочах производства или же тесно работать с самим производственным отделом. Он будет следить за стилистикой бренда, начиная от дизайна продукции и заканчивая фотосессиями и контентом», — подчеркивает Эркинов.
Конкуренция на два фронта
По словам основателя бренда Fratelli Casa, Шохруха Каюмова предпринимателям в текстильной сфере Узбекистана приходится сталкиваться с двумя фронтами конкуренции:
1) местные производители конкурируют между собой
2) местные производители конкурируют с импортными товарами.
«В основном отечественные товары конкурируют с импортными по цене и дизайну. Зарубежная продукция чаще всего ярче. В этом мы пока, уступаем, так как местные производители боятся экспериментировать с яркими красками», — подчеркивает Каюмов.
В республике имеется ряд проблем в конкуренции. Местные бренды создают стандартные (похожие) товары и вещи, не гонясь за трендами, считает предприниматель.
Окупаемость
По словам Шохруха Каюмова, окупаемость бизнеса составит около 10 месяцев.
«В производстве нельзя останавливаться. Главный расход — это сырьё. Если будут продажи на реализацию, то тогда стартовый капитал нужен в сумме минимум 15,000$», — подчеркивает предприниматель.
Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ