Основатель Asaxiy.uz о том, как открыть интернет-магазин с оборотом в несколько сотен миллионов сум
Предприниматель также поделился собственным прогнозом на развитие рынка онлайн покупок через 10 лет.
Пандемия COVID-19, вспыхнувшая на территории страны в начале прошлого года, заставила многих обратить внимание на сервисы, которые, к слову, уже многие годы присутствует на рынке. Речь идёт об интернет-магазинах. Такие слова, как «онлайн» и «доставка» стали особенно близки уху. Тем не менее, на западе культура онлайн-покупок сформировалась и процветает уже достаточно давно. Собственно, она и вдохновила Фируза Аллаева, основателя интернет-магазина Asaxiy.uz на создание интернет-магазина в Узбекистане в 2015 году.
Автор Kapital.uz поговорил с предпринимателем о его первых шагах в данном бизнесе, доходах, конкуренции и многом другом.
Почему интернет-магазин
На Западе интернет-магазины очень развиты и довольно давно. Я учился во Франции, там мы пользовались ими постоянно. Когда в 2013 году вернулся в Узбекистан после окончания учебы, то увидел, что здесь интернет-магазинов нет и соответственно сразу же появилась идея его открыть.
Помню, у нас совсем не было денег для инвестиции. Началось с того, что мы взяли 400 долларов в долг и отдали их программисту, который создал нам сайт. После этого выявили импортеров разных товаров и добавили их на сайт. Так, процесс был запущен.
После запуска в 2015 году — сервис постоянно меняется. Дело начинали с двух человек, сегодня у нас работает более 100 сотрудников. К слову, в этом году мы перешли на новый сайт, поменяли дизайн, автоматизировали доставку. Сейчас такое время — любой бизнес вынужден меняться. Адаптация — основа успеха.
Особенности рынка
Сегодня для открытия интернет-магазина нужны хорошие инвестиции. Из-за того, что культура покупки через интернет-магазины у нас не развита, для получения прибыли потребуются годы.
Когда мы открыли интернет-магазин, конкуренции не было, следовательно у нас было право на ошибку. Сегодня ситуация кардинально изменилась. Интернет-магазины преобразовываются в сложную систему. Для открытия одного качественного сервиса потребуется минимум 350-400 миллионов сумов инвестиций. При этом нужно быть готовым к тому, что придется вложить еще миллиарды.
Плюсы и минусы
Из положительных сторон — это будущее рынка. Ожидается, что в ближайшие 10 лет объем интернет-продаж в Узбекистане увеличится в 10 раз. То есть, в будущем это может превратиться в очень прибыльный бизнес.
Минус — инфраструктура. Например, не развиты логистические и почтовые услуги, в большинстве регионов нет скоростного интернета и естественно из-за этого у народа не развита культура покупки через интернет.
Прибыль
Наш ежемесячный доход — несколько сотен миллионов сумов. В некоторые месяцы приходилось работать в минус — и такое бывает. Надо сделать ремарку, что и сама прибыль инвестируется сразу же в проект.
О конкуренции и уроке для тех, кто «задумался» об открытии подобного бизнеса
В Узбекистане до сих пор мало интернет-магазинов. Однако, конкуренция растет и я считаю, что её пик впереди. Для развития конкуренции важно постоянно совершенствовать систему, улучшать качество услуг, расширять каталог товаров.
Для тех, кто думает об открытии своего подобного сервиса — в первую очередь необходимо хорошенько изучить проект, потенциальных клиентов, спрос. Важно иметь достаточную финансовую основу, чтобы быть готовым несколько лет работать в минус. Думаю, также следует работать в сторону привлечения профессиональных кадров.
Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ