Как цифровая маркировка защитит от контрафакта и поможет честному производителю
Контрафакт — одна из глобальных проблем, с которой сталкиваются во многих странах мира.

Контрафактная продукция может нанести вред жизни и здоровью людей. Данный тип товаров производится незаконно, без соблюдения определенных требований технических регламентов, утвержденных национальными стандартами.
В преддверии нового года в стране заметна тенденция роста объема рынка контрафактной алкогольной и табачной продукции, что в свою очередь создает риски экономическому благополучию и здоровью населения.
С 1 января 2021 года на территории Республики Узбекистан введена обязательная цифровая маркировка алкогольной и табачной продукции. Маркировка позволяет бороться с контрабандной и контрафактной продукции.
В эти дни, Налоговый комитет по запросу граждан провел специальные проверки, в ходе которых налоговыми органами выявлено массовое нарушение правил оборота алкогольной и табачной продукции.
Правоохранители в ходе проверок с октября по декабрь текущего года изъяли алкогольную и табачную продукцию без наличия кодов цифровой маркировки, отсутствие которой влечет за собой негативные последствия и критические эффекты.
Критические эффекты за несоблюдение маркировки
• Контрафактный товар, не имея специального нанесенного кода маркировки повышает риск предоставления населению фейковой, контрафактной продукции, употребление которой может нанести высокие риски здоровью потребителей.
• Объемная палитра контрафактной продукции приводит к тому, что она наносит серьезный ущерб государственному бюджету за счет неуплаты обязательных налогов и сборов.
• Реализация алкогольной и табачной продукции без уплаты обязательных налогов и сборов «серыми» предпринимателями ставит в неконкурентоспособное положение добросовестных предпринимателей.
Цифровая маркировка – это нанесение на каждую единицу товара уникального контрольно-идентификационного знака. Кодом маркировки является двумерный матричный штрих-код Data Matrix (не путать с QR-кодом). Главным преимуществом данного метода является массивный объем зашифрованных данных и распознавание необходимой информации о легальности товара. При помощи маркировки государство и бизнес могут отследить индивидуальную цепочку движения каждой единицы товара от завода до потребителя.
Маркировка необходима для того, чтобы очистить рынок от контрафактной и контрабандной продукции. Для этих целей в стране функционирует система цифровой маркировки «AslBelgisi».
Один из крупнейших отечественных производителей ликеро—водочной продукции «Afsar Company LTD» наносит коды маркировки на свою продукцию с даты внедрения обязательной маркировки. Производитель считает, что с помощью данной системы имеется возможность получения данных о прослеживаемости каждой единицы товара и защиты честного имени.
«Мы придерживаемся политики в области безопасности пищевой продукции и ставим перед собой приоритетные цели в данном направлении. Также мы уделяем внимание кодам цифровой маркировки. На каждую единицу продукции наносится уникальный код цифровой маркировки, содержащий в себе всю необходимую информацию, которая подтверждает его легальность. Цифровая маркировка дает нашему производству массивную ресурсную базу и автоматизированный учет производства и хранения, что помогает нам составлять дальнейшие планы. Таким образом, благодаря Data Matrix коду мы получаем полный доступ к прослеживаемости нашей продукции», — прокомментировал Мирзаев Мирхасил, директор ООО «Afsar Company LTD».
Таким образом при покупке алкогольной продукции необходимо обращать внимание на наличие такого кода. При сканировании мобильным приложением «Asl Belgisi» в один клик можно получить необходимую информацию о приобретаемой продукции. По коду маркировки можно узнать срок и место изготовления, а также состав продукции.
Cогласно статье 227 прим. 1 Налогового кодекса нарушение установленных законодательством требований и правил в отношении обязательной цифровой маркировки товаров влечет наложение штрафа в размере чистой выручки, полученной в последнем отчетном квартале, в котором имела место реализация.
Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ