Маркетолог FCB Artgroup и основатель Delivera поделился собственными уроками, полученными в ходе запуска стартапа

image
Азизбек Курбонов

соучредитель первого магазина-франшизы “UzTobacco”, маркетолог в компании FCBartgroup

Молодой предприниматель поделился также тем, как удалось приобрести уникальную франшизу UzTobacco

Маркетолог FCB Artgroup и основатель Delivera поделился собственными уроками, полученными в ходе запуска стартапа

У истоков Olcha.uz и стартап Delivera

На четвертом курсе университета я был вовлечен в создание проекта olcha.uz, который сейчас является одним из лидеров среди интернет-магазинов, в чем, несомненно, есть и моя заслуга. В период работы, за короткие 3 месяца, основал B2B отдел в компании и поднял продажи до 500 миллионов сум. После того, как я потерял интерес к данному проекту, мы с ребятами из университета начали работу над созданием сервиса по доставке — Delivera. Причиной послужило отсутствие качественного предложения на рынке.

Идея

Delivera – платформа по доставке еды, которая исключила из цепочки бизнес-процессов колл-центр. Наш анализ показал, что службы доставки, которые опираются на колл-центр, теряют в среднем 20 минут на обработку одного заказа при отсутствии товара. Таким образом, наша задача состояла в том, чтобы ускорить процесс доставки на 30-40%.

Для реализации проекта мы:

— Выявили проблему: медленный сервис;
— Изучили мировой и локальный опыт. Сделали сравнение;
— Создали MVP (Minimum Viable Product), чтобы протестировать систему;
— После тестирования внесли правки;
— Договорились с партнёрами: водителями, заведениями;
— Подготовили питч презентацию. Занялись поиском инвестиций.

Поиск инвестора

По примеру зарубежных стран, наша команда подала заявку на программу инкубации в IT-Park с очень большими надеждами.

Мы прошли отбор и в течение нескольких месяцев команда прошла программу обучения от ведущих специалистов. IT-Park инициировал несколько встреч с инвесторами, но никакой стартап-проект не получил финансирование.

Мы не сдались и подали заявку на конкурс для стартапов Seedstars, прошли в финал. В финале выиграл проект Arzon Apteka.

Я начал встречаться с рестораторами. Ведь у них есть опыт за плечами и понимание ситуации на рынке, что могло бы помочь нам. Одним из них был Ахмад Мелибаев, основатель Chopar Pizza, Les Ailes, с кем я и встретился. Его заинтересовал проект, и он предложил в обмен на финансирование и офис выкупить 70% доли. Переговоры зашли в тупик, и я отказался.

Через знакомых нашли потенциального инвестора из Англии с бизнес проектами в Узбекистане. Вели переговоры несколько недель.

Подготовили следующие финансовые и юридические документы:

  1. Финансовая модель проекта под запрашиваемый формат на английском языке.
  2. Инвестиционный договор на двух языках. Подготовили договор опциона в качестве альтернативы. Нашей целью было продать 20% доли в компании за $10 000.

После того, как инвестор с Англии передумал инвестировать из-за того, что в Узбекистане не действует Английское законодательство (в Казахстане, к примеру, ситуация обстоит иначе), мы заняли $1000 долларов у родных и знакомых. И хотя мы получили десятки заказов, все же эта сумма была недостаточной для дальнейшего развития.

Полученный опыт от работы с акселераторами и бизнесменами

Очень сложно привлечь инвестирование в стартап проект в Узбекистане, через такие организации как IT-Park. Они ограничиваются этапом обучения.

Первый год нужно надеяться только на свои силы и деньги. Для этого должна быть материальная база, чтобы проект не только работал, но и рос.

Очень сложно работать и с бизнесменами, поскольку они запрашивают минимум 51% доли в компании. Итак, единственный вариант — это заработать деньги перед тем, как начать проект или найти финансирование из близкого окружения (FFF: Friends, Family, Fools).

Эксклюзивная франшиза с UzTobacco

Работаю в коммуникационном бизнесе, в международной компании FCB Artgroup. При помощи нетворкинга на работе смог найти $25 000 инвестиций, чтобы открыть первую франшизу бренда UzTobacco в Бухаре, и в целом в Узбекистане. Это уникальная сделка, потому как кроме нас франшизу данного бренда еще никто не мог получить. Торговля растёт, по моим подсчётам бизнес окупится в течение 6 месяцев. Собираюсь использовать проект Delivera для увеличения торговли.

Что нужно знать тем, кто хочет запустить свой стартап
— Научитесь «рисовать» финансовую модель в Excel. Таким образом, вы будете знать какая нужна сумма и когда окупится проект. Этот документ нужен для инвестора;
— Подготовьте презентацию проекта. Научитесь рассказывать о своём проекте в одном предложении;
— Учитывайте потребности бизнеса инвестора, его нетворкинг, финансы и т.д;
— Знайте, что вы готовы отдать взамен;
— Подготовьте инвестиционный договор. Не обязательно включать инвестора в учредительский состав;
— Просите немного больше, чем надо. В каждом бизнесе имеются непредвиденные расходы, к которым вы должны быть готовы.

Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ

tg

Материалы по теме

IT-компания Andersen поможет банкам в сфере цифровизации
/
IT-компания Andersen поможет банкам в сфере цифровизации
АБР снизил прогноз роста экономики Узбекистана
/
АБР снизил прогноз роста экономики Узбекистана
ANORBANK вошел в список самых дорогих брендов Узбекистана
/
ANORBANK вошел в список самых дорогих брендов Узбекистана