«Магазины на грани закрытия, а ТРЦ не хотят идти на помощь». Что происходит между магазинами и арендодателями в крупнейших ТРЦ Ташкента
Kapital.uz поговорил с тремя бизнесменами-арендаторами и крупными торговыми центрами
Пандемия коронавируса сильно ударила по продажам практически во всех сферах, в особенности — в торговой. Многие предприниматели жалуются на снижение прибыли и, в следствии, на трудности в оплате помещений в крупных торговых центрах. При этом, многие бизнесмены уже запросили скидку у своих арендодателей, но получили отказ. Kapital.uz поговорил с бизнесменами-арендаторами и крупными торговыми центрами. Все источники информации анонимны.
После пандемии
Выручка у предприятий снизилась даже после ослабления карантинных ограничений. Источники назвали ситуацию «критичной». Один из бизнесменов в разговоре с Kapital.uz отметил, что последний месяцы арендная плата торговой территории по отношению к выручке составляет более 50%. При этом магазину приходится выплачивать заработную плату, покрывать себестоимость и зарабатывать, отмечает источник Kapital.uz, пожелавший остаться анонимным.
«Фэшн ритейл в принципе в летние месяцы всегда проседал, а зарабатывал в сезон декабрь — март. Но в этом году сезон тоже не удался. Мы по отношению к прошлому году просели на 40% в продажах», — отметил предприниматель.
Слова выше подтвердил и другой респондент редакции. Он добавил, что аренда занимает достаточно крупную долю от продаж — не менее 35% (в его случае это около 70 млн в месяц).
Без компромисса
Все предприниматели, с которыми мы говорили сообщили о том, что с них брали плату за аренду помещений даже во время пандемии. В Samarqand Darvoza — это составляло около 25% от суммы аренды в обычный месяц, отметил один из бизнесменов.
«Аренда абсолютно не соответствует той ситуации, которая сейчас происходит с торговлей», — отмечает один из респондентов.
Правда, не все ТРЦ готовы идти на компромисс. Предприниматели рассказали, что в ТРЦ Riviera все же пошли навстречу бизнесменам. Дирекция центра дала скидку некоторым арендаторам, кто открыто показал цифры продаж и доказал, что нахождение в их ТРЦ нерентабельно.
«Получается так, что мы становимся «заложниками» таких контрактов, так как предприниматели не имеют там никаких прав», — отметил один из респондентов.
Некоторые из опрошенных нами людей также рассказали, что арендодатели не только не понизили арендную плату, но и повысили ее.
«Арендную плату повысили ТРЦ Compass, Samarqand Darvoza. ТРЦ Riviera от повышения воздержалась, но стоимость аренды там и так дорогая. К примеру, один квадрат помещения стоит $48», — отмечает источник.
Эту информацию подтвердили все владельцы магазинов.
Что говорят торговые центры?
Kapital.uz связался с двумя крупными торговыми центрами — ТРЦ Riviera и Samarqand Darvoza, чтобы узнать их точку зрения на этот вопрос. В первом торговом центре опровергли заявления и ответили, что давали скидки магазинам при предоставлении отчетности по обороту.
«Наша задача, как управляющей компании, это построение долгосрочных и прочных отношений с арендаторами, а не получение максимально возможного дохода в моменте. Мы хорошо понимаем, что текущая ситуация сложившаяся вокруг пандемии COVID 19 — наша общая проблема. Диапазон индивидуальных скидок в наших торговых центрах составил от 30% до 100% на разные периоды времени», — сообщила редакции Генеральный директор The Tower Mall Management Group Шахида Садырова.
При этом гендиректор подчеркивает, что в периоды локдауна оплата с арендаторов не снималась вовсе. Однако Шахида Садырова отмечает, что расходы у самого торгового центра не приостанавливались. Статью убытков пополняли отопление или кондиционирование, функционирование вентиляционных систем, услуги уборки и охраны.
По словам Садыровой, отчетность компаний, находящихся в ТРЦ, требуется не только для предоставления скидок, но и для лучшего взаимодействия с магазинами.
«Для нас — это возможность выйти на новый уровень взаимодействия с арендаторами по принципам транспарентности и прозрачности, с открытием информации по товарообороту арендаторов, посещаемости, среднего чека, и безусловно конверсии продаж», — подчеркивает гендиректор.
Данные, которые предоставляют большинство арендаторов позволяют ТРЦ лучше понимать своего посетителя, арендаторов, корректировать маркетинговую и рекламируют стратегию, подчеркивают в The Tower Mall Management Group.
«Сегодня мы запускаем обширные маркетинговые программы, призванные реанимировать торговлю по всем нашим объектам. Плановые бюджеты на маркетинг и рекламу мы увеличили вдвое до конца текущего года для поддержки наших арендаторов», — отмечает Садырова.
Торговый центр Samarqand Darvoza от комментариев отказался, сославшись на коммерческую тайну.
Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ