«Золотой гигант». Какие преимущества имеет новый ювелирный завод в Узбекистане на рынке Центральной Азии

В середине января в Ташкенте открылся крупный ювелирный завод Fonon. Они поставили серьезные цели по производству, в том числе выйти на международный рынок. Как это будет осуществляться — узнайте подробнее в материале

«Золотой гигант». Какие преимущества имеет новый ювелирный завод в Узбекистане на рынке Центральной Азии

В Ташкенте 15 января в Чиланзарском районе столицы открылся ювелирный завод, учрежденный хокимиятом столицы. Предприятие называется Fonon, стоимость которого составила $21 млн. Компания сразу же поставила амбициозную цель — нарастить объем производства украшений до 880 кг в текущем году и до 6 тонн в 2023 году.

Завод планирует не только поставлять товары на внутренний рынок, но и конкурировать в данной отрасли в Центральной Азии.

Экспортная задача

Пока что завод ориентирован на внутренний рынок, но в будущем планируется выпуск конкурентоспособной импортной продукции. По техническо-экономическому обоснованию проекта, объем экспорта на начальном этапе составит всего 15% от общего производства, что в денежном выражении составит примерно $120-130 млн. Сделать точные расчеты по доходам в валюте тяжело, так как ежедневно цены на золото:

«Делать наиболее узнаваемым наш бренд – наша цель <…> Сейчас нашими товарами интересуются партнеры из Италии, США и Японии», — подчеркнул директор завода Жасур Рузаев.

Отметим, что завод помог создать 400 новых рабочих мест. Для того, чтобы не прекращать производство нужны оборотные средства минимум на 90 дней и около 300 кг золота, которое поставляется через товаро-сырьеву биржу из Алмалыкского и Навоийского горно-металлургических комбинатов.

Бороться за лидерство

По словам директора предприятия, Узбекистан сможет похвастаться полной конкурентоспособностью на рынке. На данный момент 95% оборудования на заводе импортное – из Италии. Техника обошлась предприятию примерно в $8 млн.

«У нас есть золото, технологии, специалисты и большой рынок, который пока свободен», — прокомментировал Kapital.uz директор завода.

По его словам, компания не собирается обгонять другие государства Центральной Азии по объему производства, так как мощности производства «заложили ту цифру», которая сможет потеснить конкурентов на рынке украшений.

Напомним, Узбекистан из года в год увеличивает объемы золота в своих резервах. Золотовалютные резервы в республике на конец 2020 года составили $34,9 млрд, что больше на 19,2%, чем в прошлом году. По данным национального регулятора, объем монетарного золота увеличился на 23,8% до $20,2 млрд.

Борьба на внутреннем рынке

Узбекистан ранее процесс ювелирного производства сдерживался из-за препятствий в законодательстве. До 2019 года ювелиры не могли самостоятельно проставлять пробы на изделиях и продавать свои украшения без посредников, в данном случае магазинов. Отсутствовал доступ к сырью, и они были обязаны учитывать расход драгметаллов на каждом этапе производства и отчитываться за это.

Сейчас ювелиры получили право самостоятельно продавать продукцию, а до 1 июля 2022 года они освобождены от НДС и уплаты акциза.

Однако в стране по-прежнему остаются проблемы с теневым рынком ювелирных украшений.

«Наше золото отвечает тому показателю пробы, которое проставлено на самом изделии. Они (ювелиры в тени – прим. ред) нам не составят особую конкуренцию», — подчеркивает Рузаев.

Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ

tg