Тренды в логистике: дефицит кадров при росте зарплат
Как автоматизация помогает компаниям справляться с дефицитом кадров и повышением заработной платы
Фото: РИА
Зарплаты в сфере логистики сейчас выше среднего, но компании испытывают трудности с наймом логистов, водителей, работников склада. Ситуацию рассмотрел Фарид Вахидов, директор представительства международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU» в Узбекистане.
Ситуация на рынке труда Узбекистана отражает мировой тренд дефицита кадров и роста зарплат в логистике. По данным tashkent.hh.uz, специалисты по логистике в Узбекистане в настоящее время получают зарплату от 5 млн до 15,5 млн сумов (от $400 до $1,2 тысячи), что значительно выше средней заработной платы в республике, составляющей 4,6 млн сумов. Сфера перевозок и хранения грузов занимает одно из ведущих мест по уровню оплаты труда в Узбекистане, со средней зарплатой в 2023 году в 6,9 млн сумов.
Как справляются соседи: только 11% готовы увеличивать зарплаты
В России, как и в Узбекистане, отмечается рост вакансий в секторе транспорта и логистики: за первый квартал 2024 года число вакансий выросло на 91%, а средняя зарплата увеличилась на 12%. В то же время 15,9% российских компаний столкнулись с нехваткой квалифицированных специалистов в этой отрасли.
Чтобы справиться с дефицитом кадров и ростом зарплат, российские компании высказали следующие меры: 38% планируют оптимизировать процессы, 19% сосредотачиваются на автоматизации и роботизации, 17% намерены внедрить системы мотивации, а лишь 11% готовы увеличить зарплаты.
Также, как указывают эксперты, автоматизация становится важным мировым трендом. Прогнозируется, что совокупный годовой темп роста (CAGR) на мировом рынке логистических ИТ-платформ составит 15% до 2030 года.
Основные цели автоматизации включают компенсацию дефицита кадров, повышение производительности труда, избежание необходимости расширения штата при расширении бизнеса, а также улучшение условий труда существующих сотрудников. Автоматизация позволяет значительно ускорить и упростить выполнение задач, которые ранее требовали значительных временных и физических ресурсов, снижая вероятность ошибок. Внедрение цифровых сервисов помогает сотрудникам более эффективно выполнять свои обязанности и освобождает время для решения более сложных и ответственных задач.
Возможности автоматизации на рынке Узбекистана
В Узбекистане логистические компании могут внедрить автоматизацию через облачные сервисы, предлагаемые на рынке, без значительных инвестиций. Вот несколько актуальных примеров:
- Поиск партнеров: Логистические ИТ-платформы пополняют базу проверенных перевозчиков без необходимости ручного сбора информации из интернета. Это позволяет перевозчикам быстрее находить подходящие грузы, оценивая благонадежность других участников с помощью рейтингов и отзывов.
- Автоматический расчет цены: Агрегаторы грузоперевозок автоматически определяют стоимость доставки по конкретному маршруту и виду транспорта. Эти системы анализируют ежедневные цены, помогая быстро определить среднюю стоимость заказа в зависимости от различных параметров.
- Участие в торгах: На логистических ИТ-платформах можно проводить торги в автоматическом режиме, используя технологии роботизации для оптимизации ставок и выбора оптимальной цены.
- Выбор подрядчика: Экспедиторские компании могут автоматизировать выбор исполнителя заказа через аукционы на своих площадках или автоматическую отправку заказа перевозчику.
- Безопасность: Встроенные алгоритмы логистических ИТ-платформ проверяют добросовестность перевозчиков, оперативно отслеживая изменения в их активности и статусе.
- ЭДО: Системы электронного документооборота значительно упрощают обмен документами между участниками процесса грузоперевозок, обеспечивая доступ к онлайн-документам для водителей и других участников.
- Мобильные приложения: Водители могут использовать мобильные приложения для доступа к документам и оперативной связи с логистами, а грузоотправители — для отслеживания статуса и местоположения грузов в режиме реального времени.
- Системы управления: Каждый участник ИТ-платформы имеет личный кабинет для управления всеми аспектами грузоперевозок, включая коммуникацию, аналитику и генерацию отчетов.
Логистические цифровые платформы уже активно функционируют в Узбекистане, предлагая экосистему сервисов для автоматизации бизнес-процессов без необходимости в больших инвестициях и длительном внедрении сложных ИТ-систем.
Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ