Что происходит с туризмом в Узбекистане и помогает ли господдержка?

Предприниматели из сферы туризма рассказали Kapital.uz, как ввод туристического сбора для узбекистанцев повлияет на ценовую политику, и почему субсидирование авиабилетов может привести к коррупции

Что происходит с туризмом в Узбекистане и помогает ли господдержка?

Как писал ранее Kapital.uz, президент утвердил меры по развитию внутреннего и паломнического туризма. В частности, продлеваются налоговые и другие льготы и преференции для туроператоров, турагентов и средств размещения. Есть и новшества, например, с 1 марта туристский (гостиничный) сбор вводится и для граждан Узбекистана. Полученные средства пойдут на стимулирование внутреннего туризма.

Kapital.uz поговорил с представителями туристического рынка о том, насколько эффективна поддержка государства и как изменился бизнес с момента ослабления карантина.

Бизнес получил поддержку, но есть и ложка дёгтя

Саидахмат Раубаев

В целом представители отрасли встретили новые меры положительно. Директор туристического агентства Yasmina Tour Саидахмат Раубаев считает, что документ дает возможность туристическим фирмам и объектам размещения выжить в условиях пандемии, а также предоставляет новые возможности компаниям, работающим на прием туристов. До пандемии крупные туристические фирмы мало обращали внимания на такие направления, как паломнический, семейный, профсоюзный и корпоративный туризм, отметил он.

«Отлично, что сделали такой документ, в нем содержатся прекрасные инициативы, — сказал сооснователь и руководитель сети отелей и хостелов Art Павел Вольф. — Есть, конечно, и ложка дёгтя, но в целом предложения рациональные и необходимые».

Однако есть две стороны медали, добавил Раубаев: «Документ дает много возможностей, но не учитывает человеческий фактор. Бюджетные деньги выделяются в виде субсидий на проданные билеты, отели и т. д. Если не будет строгого контроля, возникнет много вторичных отрицательных эффектов».

Предприниматель описал, в частности, как создаются предпосылки к развитию коррупционных механизмов в структурах продажи международных авиабилетов: «У Uzbekistan Airways во всех странах есть генеральные агенты, которые продают билеты. Теперь за счет субсидий они монополизируют рынок. Другим участникам рынка и раньше было сложно доставать недорогие билеты, а теперь уж точно будет налаживание системы покупки только через одни руки — определенной фирмы, приближенной к Uzbekistan Airways. Госкомтуризма хочет укрепить статус каких-то организаций и считает, что было бы удобно иметь монополиста-туроператора в каждой стране, а все остальные фирмы держать в роли агентов своих монополистов».

Это, по мнению Раубаева, может привести к тому, что многие компании обанкротятся или просто уйдут с рынка, и пользу получат «избранные фирмы», а не весь рынок туризма. Он видит другой способ поддержки туркомпаний: «Можно было бы увеличить кэшбэк на каждого приведенного в Узбекистан иностранного туриста, и просто выплачивать компаниям данный кэшбэк из госбюджета — это было бы и честно, и выгодно».

Туристический сбор для узбекистанцев

Предприниматели сходятся во мнении, что ввод туристического сбора для граждан Узбекистана повлияет на ценовую политику, но при определенных условиях имеет смысл.

Павел Вольф

«Меня как совладельца сети отелей дополнительные налоги, конечно, не радуют, но если их будут использовать по назначению и для увеличения объема внутреннего туризма, в этом появляется смысл, — прокомментировал Павел Вольф. — Главное, чтобы сумма сбора была минимальной, не больше 1000–2000 сумов с человека и, естественно, чтобы для хостелов, отелей среднего класса и высокого были различные ставки, чтобы данный сбор сильно не повлиял на ценообразование».

«Специалисты Госкомтуризма утверждают, что это небольшая сумма, всего около 970 сумов с человека на ночь, которые покроются за счет субсидирования отелей. Но гостиницы уже подняли цены на 5%. Так как эти 970 сумов попадают на отдельный счет, естественно, за обслуживание этого счета банк возьмёт свои проценты, ведется отдельный учет этих средств, это лишняя отчетность, значит, будут расходы на человека, который ведет этот счет, — объяснил Саидахмат Раубаев. — Кроме того, субсидии от государства — мера временная, а введенный турсбор будет постоянным. Но учитывая, что он существует во многих странах, можно понять суть данного сбора, он служит для продвижения системы обслуживания туристов».

Какой эффект принесли льготы

«Льготы — это хорошо, но кризис повлиял на нас куда масштабнее, чем действие льгот, — признался Павел Вольф. — Сильного облегчения не было, так как во время кризиса основная статья расходов — это не налоги (так как не было оборота), а расходы на содержание персонала, коммунальные платежи и арендная плата».

Аналогичная ситуация и с туристическими фирмами, по словам Раубаева: «Для нас единственная льгота — снижение налога на прибыль на 50% и выделение кредитов для выплаты заработной платы. Но если вообще нет деятельности, о какой прибыли идет речь? Может, это касается фирм, которые работают на отправку туристов и смогли начать работу. А кредиты мы не брали — считаем, что пока можем продержаться без них».

Предприниматели, по словам Вольфа, ожидают от государства созданий большого числа авиарейсов в страну, особенно бюджетных, а также усилий по продвижению туристического бренда Узбекистана за рубежом: «Хотелось бы, чтобы больше внимания уделили созданию имиджа страны, а также стимулировали создание новых достопримечательностей и активных видов отдыха, чтобы быть привлекательными не только как страна с красивыми памятниками архитектуры, но и как место, где можно заняться чем-то интересным и необычным и весело провести время».

Что происходит после отмены карантина

После ослабления карантинных мер в Узбекистане ситуация в бизнесе сети Art более-менее наладилась, поделился Павел Вольф: «В столицу активно приезжают граждане из других областей, в основном по деловым и медицинским целям. Также есть бизнес-туристы, но намного меньше, чем было до пандемии».

Yasmina Tour занималась приемом зарубежных туристов в Узбекистане, так что пока не возобновила работу: «Во время карантина мы наладили работу онлайн-офиса и в дальнейшем сможем работать в таком же режиме, оказывается, это очень удобно. Ещё плюс — мы оптимизировали расходы, онлайн-офис мы никогда не поставили, если бы не эта ситуация. Появилось очень много новых направлений и идей».

Ожидания у Раубаева в целом оптимистичные: «После пандемии рынок быстро восстановится и быстро пойдет на увеличение. Рынок очистится и оптимизируется — уйдет много непрофессионалов».

Рынок идет в направлении укрупнения структур, отметил бизнесмен: «Некоторые фирмы, имеющие ресурсы, всё больше развиваются и становятся крупными игроками. Небольшие фирмы сейчас должны принять срочные меры, постараться перестроиться и найти свое место в инфраструктуре меняющегося рынка. Либо они должны найти возможность удержать свой рынок и скооперироваться для этого. Иначе их ждет банкротство. Каждый предприниматель должен понять, что происходить с рынком, и строить планы в зависимости от следующего шага в отрасли. Конечно, выживут не все, и в дальнейшим рынок будет совсем другим».

Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ

tg