«Чувствительность к ценам и “бум” на открытие мелких точек продаж». Как поменялся потребительский рынок с 2019 года

Специалисты маркетингового агентства DE FACTO опираясь на результаты проводимых исследований и наблюдения, зафиксировали пять основных изменений привычек потребителя в стране по сравнению с 2019 годом

«Чувствительность к ценам и “бум” на открытие мелких точек продаж». Как поменялся потребительский рынок с 2019 года

Специалист по количественным исследованиям DE FACTO Marketing Agency Умида Маджидова рассказала Kapital.uz о том, как пандемия повлияла на поведение потребителей в Узбекистане.

События последних лет, связанные с пандемией, изменили поведение людей во всем мире, повлияв на их жизнедеятельность и привычки.

Специалисты маркетингового агентства DE FACTO опираясь на результаты проводимых исследований и наблюдения, зафиксировали пять основных изменений привычек потребителя в стране по сравнению с 2019 годом.

ТОП 5 изменений потребителя после пандемии в Узбекистане

  1. Забота о здоровье.

Постоянный информационный поток связанный с трагическими событиями в окружении потребителей, активное муссирование темы заболевания и вакцинации в СМИ и социальных сетях зародило у людей чувство страха за свое здоровье и здоровье близких.

Если в 2019 году 87% людей называли здоровье важнейшим источником счастья, то в начале 2021 года их доля увеличилась до 94%.

  1. Покупатель стал реже покупать долгосрочные и дорогостоящие товары.

Сокращение и потеря регулярного дохода вынудили покупателей ограничивать свои траты и приобретать только необходимые продукты. У большинства потребителей сомнения связаны с неопределенностью в будущем и с непониманием, когда закончится карантин.

Опросы потребителей в крупных городах показали, что доля планирующих купить такие товары, как мебель, дом, автомобиль сократилась в среднем на 15% по сравнению с 2019 годом.

  1. Чувствительность к цене

Ввиду ограничения регулярного дохода потребитель вынужден экономить, порой жертвуя известностью брендов, качеством товара, и все чаще опираясь прежде всего на его стоимость.

Перед началом пандемии для многих продуктов питания известность марки являлась одним из значимых критериев выбора, но к середине 2021 года одним из важнейших факторов покупок для большинства продуктов питания стала его доступная цена.

Также меняется поведение потребителей. Если раньше разными скидочными акциями интересовались лишь треть (32%), то в 2020 году количество таковых увеличилось до 48%.

В то же самое время около 20% потребителей стали выбирать самый дешевый товар из представленных.

Несмотря на небольшой рост на рынке прохладительных напитков в натуральном выражении, в денежном выражении наблюдается сокращение на 7%, что говорит о том, что потребители стали покупать более дешевые марки.

Такой же тренд наблюдается и на рынке шоколадных изделий.

  1. Ближе к дому и увеличение домашнего потребления.

Ограничения передвижения по городу и закрытие крупнейших городских базаров на карантин, позволило потребителям изучить свою махаллю и найти большое количество торговых точек, где они стали регулярными посетителями.  Если до всеобщего карантина лишь треть респондентов регулярно покупали продукты в ближайших магазинчиках возле дома, то в начале 2021 года, таковых стало больше половины.

Согласно переписи торговых точек, проведенных DE FACTO в 2017 годом количество торговых точек возле дома, увеличилось на 26%. Если до начала пандемии их количество в городе Ташкент составляло 828, то летом 2020 года уже насчитывается 1042.

Ограничения, вводимые «специальной комиссией» на работу общепита, вынудило людей все чаще потреблять и готовить еду дома. И как следствие увеличилось объем «домашнего» потребления продуктов.

  1. Социальные сети.

Во время изоляции потребитель стал активнее пользоваться социальными сетями, чтобы оставаться на связи с окружающими. Значительно увеличилось количество скачиваний приложений и мессенджеров.

Так если до пандемии количество регулярных посетителей Facebook, Instagram в Ташкенте было 25% и 36% соответственно, то к середине 2020 их количество увеличилось до 35% (Facebook) и 47% (Instagram).  А доля посетителей TikTok увеличилась на 5%.

Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ

tg

Материалы по теме

Платежные системы на передовой. Баланс между регулированием и доступом к финансовым сервисам
/
Платежные системы на передовой. Баланс между регулированием и доступом к финансовым сервисам
Эскроу-счета и проектное финансирование: новая реальность для дольщиков
/
Эскроу-счета и проектное финансирование: новая реальность для дольщиков
Эскроу-счета в Узбекистане: преимущества и вызовы внедрения
/
Эскроу-счета в Узбекистане: преимущества и вызовы внедрения