В системе маркировки свыше 65 тысяч различных наименований товаров
В настоящее время в стране маркируются 6 категорий товаров.

Руководитель проектного офиса по маркировке Государственного налогового комитета при Кабинете Министров Узбекистана Ахмадбек Файзиев.
В Узбекистан цифровая маркировка внедряется с 2019 года. Налоговый комитет при Кабинете Министров Узбекистана в рамках договора ГЧП совместно с частным партнером ООО CRPT TURON успешно запустили национальную систему цифровой маркировки Asl Belgisi.
На сегодняшний день в Узбекистане маркируется 6 товарных категорий: табачная, алкогольная, пивная, продукция, бытовая техника, лекарственные препараты, а также вода и прохладительные напитки.
Благодаря интеграции системы Asl Belgisi с базой данных налоговых и таможенных органов, с реестром ИКПУ, электронных счетов-фактур и чеков онлайн контрольно-кассовой техники, в стране внедрена система прослеживаемости товаров, которая позволяет в режиме онлайн наблюдать цепочку движения товара с момента производства либо импорта до конечного потребителя.
Цифры говорят об успешности проекта маркировки. Сегодня к системе подключены свыше 400 производителей и 1 600 импортёров. Создана база о свыше 65 000 различных наименований товаров, 5 млрд товаров в обороте. Кроме того, цифровая маркировка предусматривает внедрение механизмов общественного контроля. Через мобильные приложения Soliq и Asl Belgisi граждане могут проверить подлинность и легальность приобретаемого товара, его «жизненный путь», а также получить подробную информацию о товаре (наименование производителя, состав, срок годности и так далее) — прокомментировал руководитель проектного офиса по маркировке Государственного налогового комитета при Кабинете Министров Узбекистана Ахмадбек Файзиев на сессии посвященной цифровой маркировке на ПМЭФ.в
В чём суть и польза от внедрения системы маркировки
• государство может более эффективно бороться с производством и оборотом незаконной (контрабандной и контрафактной) продукции;
• появляется возможность вести эффективный и оперативный учёт произведённой и импортированной продукции, анализировать динамику востребованности товаров среди населения, спрос и предложение, а значит более качественно прогнозировать их потребление;
• это инструмент эффективного контроля за соответствием произведённой и импортированной продукции государственным стандартам и проведения сертификации данной продукции.
За счёт уменьшения теневого рынка имеется возможность увеличить объём поступлений налогов и других обязательных платежей в Государственный бюджет.
Внедрение системы цифровой маркировки находится на отдельном контроле в нашем правительстве. Вышедшие недавно нормативные документы позволяют значительно ускорить процессы внедрения системы, предоставляют полномочия и возможности по дальнейшему усилению мер контроля, в том числе предоставляют ряд льгот и преференций для бизнеса. В Узбекистане активно обсуждается вопрос дальнейшего расширения системы, идет подготовка к реализации пилотных проектов по маркировке медицинских изделий, растительного масла. В том числе активно поддерживаем бизнес, позволяя в рамках одной компании пользоваться информацией о движении товаров, что является также полезным инструментом для их маркетинга. Налоговый комитет совместно с Минпромторгом и Минздравом находится на завершающей стадии в вопросе внедрения системы признания кодов маркировки для лекарственных средств, — отметил Файзиев.
На наш взгляд, основная задача и функция системы — это, в первую очередь, инструмент по обелению рынка. Система маркировки уже позволяет нам разделить рынок на белый (легальный) и серый (незаконный) сегменты. Уже сегодня мы видим значительные объемы по импорту (увеличение импорта табака в 6 раз), и по местному производству (рост объёмов реализации лекарств в 4 раза).
Внедрение системы аналитики позволяет внедрять эффективную систему учета, которая дает возможность видеть, как объемы производства, так и объёмы реализации товаров, исходя из этого мы в первую очередь выполняем свою фискальную функцию, то есть обеспечиваем дополнительные поступления в бюджет. Данная система позволяет выявить недобросовестных участников рынка, которые нарушают основные законы конкуренции, реализуют некачественную продукцию населению. В Узбекистане очень серьезно относятся к вопросам поддержки бизнеса, предоставлению им равных условий при конкуренции, в том числе надзорным мероприятиям в отношении бизнеса, — прокомментировал Файзиев.
В обсуждении было также отмечено, что система маркировки позволяет определить законопослушных либо недобросовестных предпринимателей. Это в свою очередь позволяет выделить меры по поддержке законопослушных субъектов рынка и направить ограниченные административные и человеческие ресурсы на борьбу именно с недобросовестным сегментом, осуществляющим производство, импорт и реализацию контрафактной, сфальсифицированной и некачественной продукции.
На сегодняшний день нас сильно интересует внедрённый в России механизм разрешительной продажи, это эффективный инструмент, который позволит нам значительно улучшить показатели вывода из оборота маркированных товаров, позволит предупредить продажу некачественной продукции или с истёкшим сроком годности. Данная разрешительная система в скором времени поможет увеличить потенциал системы маркировки в Узбекистане, — резюмировал Ахмадбек Файзиев.
Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ