Сардорбек Гафурбеков о том, как стал самозанятым и сменил туристический бизнес на изготовление продуктов полезного питания во время пандемии

Предприниматель поделился также тем, насколько маржинален и самоокупаем бизнес.

Сардорбек Гафурбеков о том, как стал самозанятым и сменил туристический бизнес на изготовление продуктов полезного питания во время пандемии

 Историями со сменой профессиональной деятельности, во время пандемии 2020 года, был насыщен весь прошлый год. Самые разные примеры удивляли своей кардинальностью и парадоксальностью, вдохновляли других на подражание и заставляли задумываться и принимать меры по улучшению собственного финансового состояния. Конечно же, самые распространенные случае были связаны с работой на удаленной основе, но не мало было и тех, кто решился на запуск хоть и малого, но собственного бизнеса.

Kapital.uz в беседе с Сардором Гафурбековым узнал какие новшества привнес он в собственную жизнь с закрытием страны на карантин. Как из сотрудника успешного туристического агентства он превратился в самозанятого предпринимателя и запустил собственный бизнес по изготовлению вкусной и полезной продукции.

О себе

Я работаю в сфере туризма, в туристической компании. Мы вели свою деятельность, на протяжении 25 лет и достаточно успешно, пока не наступила пандемия и границы закрылись. На протяжении трех месяцев, мы с семьей, жили на свои накопления. В один из таких дней, в мае 2020 года, нам с детьми пришла идея – открыть канал на YouTube, контент которого будет составлять кулинария, где мы снимали бы приготовление различных блюд, комментировали и были ведущими собственного шоу.

У меня трое братьев и каждый из нас любит и умеет хорошо готовить. Причиной этому послужило то, что в семье не было девочек и мы часто оставались одни, потому как наши родители деятелями культуры и много времени отдавали искусству. Поэтому кулинария для меня, конечно, не профессиональная деятельность, но не могу сказать, что готовлю на любительском уровне, нет – я изучал литературу, технологию, смотрел различные материалы, программы и обучающие ролики.

«Песто Дженовезе» и начало семейного бизнеса

Однажды мы сняли ролик про итальянский соус Pesto Genovese. Так получилось, что приготовили мы этого соуса много. Поэтому, я решил угостить соусом своих друзей, которые живут в нашем доме. После, когда мы уже повторно встречались с ними, большинство из них подкидывали мне идею продажи моего продукта посредством поставки в какие-нибудь торговые точки.

Так и пошло, с супругой и двумя нашими детьми, мы пробовали готовить несколько раз этот соус, угощали им друзей, давали на пробу и старались довести продукт до идеала. Мне также повезло, что благодаря основной работе – у меня были связи с итальянскими партнерами, которые помогли своими советами довести соус до совершенства. После этого, я наконец решился и сделал публикацию на своей личной странице Facebook о том, что собираюсь готовить соус песто на продажу и спросил – интересно ли кому-нибудь это? Тогда я изготовил около 12 баночек, после которого понял, что нужно продолжать это дело. Сперва покупали друзья, потом присоединились их друзья и так, раз за разом, круг расширялся. Все лето, на карантине, мы готовили наш соус и ни о чем другом больше пока не думали.

Конечно, вечно этот соус мы не могли готовить, да и плюс ко всему сезон главного ингредиента соуса – райхона (зеленый базилик) стал заканчиваться.

Пополнение линейки продуктов

С осенью, я начал думать над тем, чем еще можно привлечь внимание большего круга людей. Если раньше, львиной долей наших покупателей, были друзья и вкусы каждого мы знали, то с появлением новых заказчиков – необходимо было расширить линейку продукции. Я открыл бизнес страницу в социальных сетях, оформился как самозанятый, чтобы платить налог за собственную деятельность. Как такового налогового процента в месяц нет, но мы платим половину МРОТ (минимальный размер оплаты труда, что составляет 373 650 сумов с 1 февраля 2021 года, согласно Постановлению Президента Республики Узбекистан прим.ред).

После Pesto Genovese, мы начали готовить Хумус. С последним история повторилась, мы несколько раз готовили его «в стол», пробовали, чтобы довести до идеала. Мы обязаны готовить продукт так, чтобы люди возвращались к нам, иначе никак не получится.

Люди часто говорят мне: «Вы нас подсадили». Вот так и хочется готовить, чтобы подсаживало»

На этот раз, при дегустации хумуса, мы отправляли блюда знакомым израильтянам, которые недалеко живут от нашего дома. Это был тот период, когда передвижение на транспорте было ограничено, но прогулки были уже разрешены. Мы также продемонстрировали продукт нескольким сотрудникам посольства Израиля и после их правок, также включили его в продажу. Кстати, несколько моих коллег и друзей, также занимаются домашним производством продуктов ПП (правильное питание, прим.ред). Параллельно, я также думал, что же можно создать для повышения иммунитета – так, у нас появился эликсир Magic Elixir, состоящий из лимона, свежего корня имбиря и меда. Но был вопрос, ведь такое сочетание многие семьи делают и дома, собственными силами. Тогда, мы доработали рецепт и сейчас он у нас получается в виде джема и продается с хорошим успехом. Еще одним из «бестселлеров» стала Волшебная паста Амосова, которая изготавливается из пяти видов сухофруктов, с добавлением меда и свежего лимона. Друзья открыли торговую точку в одном из столичных бизнес-центров и распространяют среди своих товаров и мою продукцию – так появилось очередное место сбыта.

Инвестиции, производство и маржинальность бизнеса

Весь капитал, который я вкладываю в изготовление – это собственные сбережения. Мы не брали никакие инвестиции, да и не требует наше дело больших вложений. Все что необходимо, я приобрел по мере необходимости, когда почувствовал, что объемы увеличиваются и пора ускорять некоторые процессы – это пара кухонных комбайнов, морозильники и холодильник. Все это легко в управлении, что даже дети могут пользоваться им, не требует большой площади и вмещается в нашей квартире. Покупка всего мне обошлись в $1500, которые окупили себя в скором времени. Кроме того, мы приобретаем только лучшие ингредиенты при изготовлении, которые я всегда упоминаю в публикации на своей странице в Facebook. Многие задавались вопросом по цене того же соуса, в частности о его дороговизне, который мы продавали по 130 тысяч сум за 270 г. Я объяснял, что в цену входят только лучшие ингредиенты, которые представлены на рынке, наш ручной труд и те вложения, которые были сделаны в производство.

К примеру, на рынке представлены несколько видов кедровых орешков. В магазинах они продаются мелкие и не вкусные, плюс ко всему не знаешь, залежавшийся это товар или нет. В магазине или супермаркете, этого проверить, конечно же, нельзя. Поэтому все ингредиенты я приобретаю у поставщиков, где можно потрогать, попробовать и понюхать. Райхон я покупаю в малых количествах у одной женщины на Алайском рынке, у которой приобретают товар множество столичных рестораторов. Заказывать, естественно, нужно заранее.

Бизнес сейчас является самоокупаемым, потому как я не могу позволить себе готовить в больших количествах. Пока что, мы подготавливаем продукцию под определенное количество заказов, которое получаем в социальных сетях. К примеру, в последний раз мы готовили 120 шт в неделю. «Эликсир» получает такое же количество заказов, но в месяц.

Сейчас у нас в линейке 10 наименований, который мы производим на постоянной основе (в зависимости от сезонности ингредиентов). Если ингредиенты и затрачиваемые ресурсы, такие как свет, газ, электричество для одного товара оцениваются в 60 тысяч сумов, я ставлю маржу за свой труд почти столько же. То есть, конечный продукт может стоить в два раза дороже своей себестоимости, около 100 тысяч сумов. Я, считаю, что каждый человек, который вкладывает душу и готовит с любовью – должен ценить свой труд.

Что лучше – работа по найму или работать на себя?

Мне нравится и то, и другое. Благодаря тому, что в нашей туристической компании мы работаем вместе уже 25 лет, у нас нет четкого разделения между руководителем и подчиненными. Мы уже давно стали одной семьей. Здесь я уставал морально, потому как деятельность связана работой с людьми. В домашнем производстве я устаю физически, но как и это, так и туроператорство, приносит мне искреннее удовлетворение. Конечно, финансово я не вышел еще на тот уровень, который я имел в туристическом агентстве, но думаю это лишь дело времени.

Портрет покупателя. Почему он обратился к вам?

Во-первых, это люди, которым небезразлично то, что они едят. Они хотят потреблять не только вкусные продукты, но чтобы они были еще и полезными. Чтобы решиться покупать продукцию, которую мы производим и тратить на нее средства, люди должны понимать, что мы производим и продаем. Значит это люди начитанные и часто путешествующие по миру.

70% наших покупателей – это мои друзья и знакомые с социальных сетей. Многие сперва знакомятся со мной, с моей продукцией посредством публикаций, получают рекомендацию от общих знакомых и затем только, пробуют сами. Как показывает опыт, самое лучшее средство рекламы – это, так называемое, «сарафанное радио». Люди, предпочитают покупать туры или продукцию правильного питания – исключительно по рекомендациям знакомых.

Участие детей в домашнем производстве

Во время карантина и каникул, дети с интересом принимали участие в процессе. На них была возложена весьма ответственная часть в изготовлении Pesto Genovese. Я показывал и описывал на своей странице в Facebook, что в качестве ингредиента использовался исключительно молодой райхон (Baby Basilic), листья которого очень нежные, что дает совершенно другой вкус, аромат и консистенцию. Задача детей была отделить листочки от стебля, вымыть их и тщательно высушить с помощью специального приспособления. На это у них уходило по 2-3 часа в день и они оказывали большой вклад в производство.

Сейчас, конечно же, их участие в процессе пока снижено. Во-первых, причиной тому послужило начало учебы. Во-вторых, мы к сожалению, временно убрали из производства (из-за отсутствия на рынке райхона). Их участие сейчас заключается только в фасовке продукции и отправке доставки, через такси.

Идея на ближайший год

Есть идея, которую я хочу воплотить до конца текущего года – так называемый, приходящий повар – Invited Chef. Я подготовлю меню из несколько завтраков и ужинов, которые люди смогут заранее заказывать. Буду приезжать с необходимыми ингредиентами и прямо перед ними готовить, что-то вроде выездного кейтеринга. Надеюсь данная услуга будет весьма востребованной, так как доставка уже не так интересна потребителям, они хотят чего-нибудь нового, интересного и свежего.

Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ

tg

Материалы по теме

M Cosmetic в Узбекистане: от анализа рынка до успешных планов на 2024 год
/
M Cosmetic в Узбекистане: от анализа рынка до успешных планов на 2024 год
ZOOD и Yandex Delivery запустили в Ташкенте экспресс-доставку заказов
/
ZOOD и Yandex Delivery запустили в Ташкенте экспресс-доставку заказов
Евгений Можейко: «Мы понимаем, что для многих узбекистанцев покупка акций UzAuto на IPO будет их первой инвестицией на фондовом рынке»
/
Евгений Можейко: «Мы понимаем, что для многих узбекистанцев покупка акций UzAuto на IPO будет их первой инвестицией на фондовом рынке»