Продюссер из Узбекистана о специфике жизни и развитии концертного бизнеса в США

image
Тимур Абдулин

Журналист, со-основатель Kapital.uz

Арсен Увайдов – узбекистанский продюсер и промоутер, который в конце 90-х переехал в США, однако продолжает развивать бизнес в Узбекистане и еще в ряде стран СНГ. Руководит международным концертным агентством 20ELEVEN ENTERTAINMENT.

Продюссер из Узбекистана о специфике жизни и развитии концертного бизнеса в США

Kapital.uz рассказывает его историю успеха в рамках спецпроекта «Наши в США» совместно с Посольством США в Узбекистане.

Переезд в США

В США я оказался впервые в 1993-м году, когда приехал сюда со всей семьей. Как все, сначала учился, затем подрабатывал, в дальнейшем начал полноценно работать в направлении шоу-бизнеса, уже напрямую с артистами, погрузился в познавание всего, что касается концертной деятельности. В данное время мой основной бизнес в США и за пределами – концертная деятельность международного масштаба. Я работаю в Нью-Йорке, Майами, также в Москве, в Алматы, Нур-Султане и, конечно, в родном Ташкенте.

О специфике жизни и ведения бизнеса в США

В плане ведения бизнеса кардинальных отличий много. В Америке, в целом, намного легче вести бизнес, но концертное направление тяжелое, так как в основном я работаю с российскими артистами и есть некоторые проблемы и препятствия с их привозом в США. Что касается работы с Узбекистаном, никаких проблем с выступлениями наших знаменитостей здесь нет – уверен, узбекские артисты приезжали и будут приезжать в Америку.

Основная специфика бизнеса в штатах – знать закон и не нарушать его. Я знаю, что многие выходцы из Советского Союза и СНГ привыкли работать по старым лекалам и системам, но это здесь не проходит. Здесь всё это очень жестко карается законом, поэтому вы в первую очередь должны быть законопослушными людьми, платить вовремя налоги и не переходить никакие границы дозволенного.

О возможности экспансии узбекских звезд на американский рынок

В Узбекистане очень много талантливых ребят, которые могли бы генерировать контент даже за пределы страны. Но для того, чтобы это сделать, надо взять талант из Узбекистана и смотреть на него глазами и ушами человека не из Узбекистана, с опытом работы над мировыми звездами. Тогда можно создать некий продукт, который мог бы успешно существовать на мировом рынке. И такие люди в Узбекистане есть – их не меньше, чем в Грузии, в Украине. Особенно это касается людей, имеющих народную школу пения, с восточной мелизматикой. Это изначально люди с очень серьезными вокальными данными.

Я сам получаю огромное удовольствие от восточной музыки. И если бы это была какая-нибудь яркая коллаборация стилей как, например, Desert Roses у «Стинга», то это бы выстрелило. Поэтому если сделать коллаб узбекского артиста с американской звездой, потенциально это мега-хиты.

На фото: Арсен Увайдов / Kapital.uz.

Что Узбекистану перенять из американского бизнеса и адаптировать  

Одно из основных среди развитых здесь направлений – фастфуд. Нужно привозить в Узбекистан франшизы – это очень интересная сейчас тема была бы для нашей страны. И, конечно, продолжать завозить мировые бренды, которые до этого не были представлены. Элементарного для штатов Subway в Узбекистане очень не хватает. Уверен, эта и ряд других франшиз очень комфортно бы чувствовали себя на рынке.

В целом, в Узбекистане практически все направления развиваются стабильно. Не до конца понимаю, насколько развита сейчас IT-сфера, в особенности криптовалюта и блокчейн. Думаю, если весь опыт работы с этими направлениями Узбекистан будет перенимать именно отсюда, получится более открыто это направление развивать.

На фото: район Брайтон-Бич в Нью-Йорке. Здесь проживает большое количество выходцев из России и стран СНГ / Kapital.uz.

Разница между стартом бизнеса в США и в Узбекистане

Главное: в Узбекистане, даже не являясь гражданином Республики, ты можешь открыть бизнес и работать почти в любом направлении. В Америке, будучи не гражданином, открывать компанию ты не можешь. При этом можешь являться одним из ее учредителей. В целом же юридический процесс открытия бизнеса в США и в Узбекистане аналогичен и сегодня принципиальных отличий по скорости и технологичности этой процедуры нет.

Из очень важных плюсов ведения бизнеса в США я бы выделил страхование. Здесь оно исторически работало очень хорошо и это однозначно важное преимущество ведения бизнеса в Америке.

Что касается налогов, в Узбекистане их гораздо меньше, чем в США. В Америке между корпоративным и персональным налогом разница получается порядка 45% совокупно.

На фото: одна из улиц на Брайтон-Бич в Нью-Йорке. Сзади можно увидеть вещевой магазин Samarkand / Kapital.uz.

Где лучше открывать бизнес в штатах

Здесь нужно изучать конкретнее. Знаю, что в Детройте на сегодняшний день очень много льгот для тех, кто занимается продакшном в киноиндустрии. Также большие льготы для «киношников» дают в Северной Каролине. Там льгота работает по принципу возвращения уплаченного налога; если вы платите за что-либо с включенным в стоимость налогом, по окончанию съемочного процесса весь уплаченный налог полностью вам возвращают. Кстати, во время пика пандемии бизнес в США получил очень много кредитов и субсидий, включая безвозмездные.

Если говорить о сферах, которые приветствуются очень хорошо, это всё связанное «зелёной энергетикой». Развитие эко- и органических продуктов здесь очень приветствуется.

Вообще бизнес в Америке можно начать с $1000. Находясь здесь и имея все сопутствующие документы для легальной работы, можно использовать drop-shipping и affiliative-маркетинг системы для начала. Объясню подробнее:

Drop-Shipping – это ваше умение подавать товар в Интернете, который вы сами не производите. Вы договариваетесь с производителем, что будете отправлять ему заказы, которые он будет сам доставлять клиенту. Соответственно, избегая посредника, происходит работа непосредственно с продавцом, потребителем и производителем. Нет никаких дистрибуторов, оптовиков и кого-либо еще. Ты продаешь товар непосредственно от производителя. При этом конечному производителю товар может приходить даже с твоим логотипом.

Affeliative-marketing – это продажа товара, к производство и выпуску которого ты никакого отношения не имеешь. Грубо говоря, ты перепродаешь любой уже готовый продукт потенциальным клиентам или своим фанатам, если у тебя есть своя аудитория, получая за это 20-30% с продажи. Это может быть что угодно, начиная от передовых технологических продуктов, заканчивая оздоровительными услугами, кето-диетами, тренингами по йоге и многим другим.

Чего узбекского не хватает в США

Если говорить про узбекскую Хореку, супермаркеты, рестораны в целом, в Нью-Йорке это уже вряд ли есть смысл делать – здесь этого много. При этом в Майами, например, узбекских ресторана, насколько я знаю, всего два. Вообще хорошие узбекские рестораны узбекской кухни всё же интересны – потому, что сама еда колоритная и вкусная одновременно.

На фото: Нью-Йоркский район Брайтон-Бич, где исторически проживает большое количество выходцев из стран СНГ, сзади виден супермаркет «Tashkent». Здесь же расположено большое количество ресторанов узбекской кухни / Kapital.uz.

Сейчас некоторые бизнесмены открывают в США не помпезные узбекские рестораны, как было раньше, а что-то в фастфуд-формате, специализируясь на одном-двух блюдах – самса или плов, выдают заказы на вынос. Причем все люди даже не из Узбекистана, кто пробует нашу кухню, начинают её любить. Объясню почему – некоторые узбекские блюда похожи на популярную здесь индийскую кухню. Многие американцы так считают, да и вообще в Нью-Йорке люди постоянно пробуют кухню разных стран мира, это очень многогранная нация. Например, в русских магазинах среди американцев особенно популярны манты и пельмени. Потому что манты очень похожи на корейские «дамплинги», однако за счет своей насыщенности они однозначно вкуснее. Я считаю, что как минимум за счет этих качеств наша кухня здесь всегда останется актуальной.

Об открытии Gosht в Нью-Йорке

От редакции: Летом узбекский ресторатор Абдурашид Иминов рассказал о предстоящем открытии семейного ресторана Gosht в Нью-Йорке. У заведения появились аккаунты в социальных сетях. В Узбекистане Gosht Group представлен одноименным рестораном, а также мобильными точками Mahalla by Gosht. Мы попросили героя интервью поделиться мнением, есть ли смысл вывозить узбекский бренд на Манхэттен.

Не понаслышке знаю и люблю этот ресторан в Ташкенте. Считаю, что заведение такого уровня с узбекскими корнями в Америке крайне необходимо. Понятно, что бургер сам по себе принято считать американским продуктом, однако в Узбекистане этот продукт на порядок вкуснее, чем в США. Здесь даже в очень дорогом ресторане, где бургер стоит $45, он может быть не вкусным.

Вообще любая органическая продукция, которая в Узбекистане сейчас присутствует в очень больших количествах, здесь бы ценилась. Тот же самый хлопок и любая хлопчато-бумажная продукция наша в принципе здесь будет востребованной.

На фото: Арсен Увайдов и автор интервью Тимур Абдулин.

Зачем развивать узбекское сообщество в штатах

Уверен, здесь должен существовать узбекский портал для живущих в США узбекистанцев. Не знаю, есть ли такие площадки сейчас, но лично у меня в своё время был здесь русскоязычный портал, который пользовался колоссальным успехом. Это было своего рода объединяющее русскоязычное сообщество в США, в частности в Бруклине. Он существовал еще до «Фейсбука» и назывался RussianNY.com. Для начала там нужно было заполнить анкету о себе, там даже был раздел знакомств, через который со своими будущими женами познакомились многие мои друзья в своё время. Знакомства, новости и продажа билетов на мероприятия там являлись самыми популярными разделами. Думаю подобный аналог для узбекистанцев однозначно имел бы место быть здесь.

Читайте также по теме: Тимур Мирзаев — о переезде в США и запуске тракового бизнеса

Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ

tg

Материалы по теме

Центробанк обновил правила управления кредитными рисками
/
Центробанк обновил правила управления кредитными рисками
20 ноября в Ташкенте стартует Международный ПЛАС-Форум Retail Central Asia
/
20 ноября в Ташкенте стартует Международный ПЛАС-Форум Retail Central Asia
Стало известно, когда в Ташкенте дадут отопление
/
Стало известно, когда в Ташкенте дадут отопление