Оплата на местах и через QR-код перестали работать. Что произошло?
Редакция Kapital.uz выяснила причину и разобралась в ситуации.
С 1 ноября, вступили новые правила, которые внедрила ГНК по взаимодействию между онлайн кассовыми аппаратами, платежными системами и оператором фискальных данных. Также, с 1 ноября, у платежных организаций, как CLICK, Apelsin и Payme в Узбекистане перестали работать следующие функции: оплата на местах, через QR-код и посредством Telegram-ботов. Повсеместно, во всех социальных сетях компаний-участников сферы ритейла и общепита, в мобильных приложениях самих платежных систем, а также у пользователей начали появляться объяснения и уведомления об отключении функции.
Что произошло? Попробуем разобрать на примере. Согласно новой схеме ГНК, теперь при оплате товаров и услуг через платежные организации, сами организации должны составлять и отправлять клиенту чек, в котором будут расписаны все товарные позиции (в формате наименование — количество). К примеру, в электронном чеке из магазина должна быть следующая информация — количество мороженных, сырков и лимонов. Или в общепите, чек должен содержать информацию по количеству чашек чая, сэндвичей и других позиций. Технически — это невозможно. В связи с этим, чтобы не получить штрафных взысканий и других санкций — платежные организации были вынуждены приостановить оплаты.
Зачем вообще нужна фискализация оплат? Это одно из действенных решений по сокращению теневого оборота в экономике, а также создания условий для осуществления эффективного общественного контроля в данной сфере. Оплата по QR-коду, к примеру, была запущена в Узбекистане в 2015 году, на несколько лет раньше, чем в России и Казахстане, что стало началом развития онлайн оплат. С отсутствием онлайн оплат — рынок будет отброшен на несколько лет назад, что может способствовать развитию теневой экономики. Ранее редакция писала о том, какую сумму за кэшбек выплатила ГНК с начала года.
Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ