В 2024 году объем факторинговых услуг в Узбекистане составил почти 2 трлн сумов
Более половины операций проведено через электронные платформы

Фото: Абдумавлон Мадмусаев / Kapital.uz
В 2024 году объем факторинговых услуг в Узбекистане составил 1,9 трлн сумов. Об этом сообщает Центральный банк Узбекистана.
С сентября прошлого года в стране начали работать электронные цифровые факторинговые платформы, позволяющие предпринимателям получать такие услуги без посещения банков. В настоящее время функционируют четыре платформы: Ozplanet, Finmakon, Factoring.uz и B2, к которым подключены 26 коммерческих банков.
Из общего объема факторинговых услуг 1,6 трлн сумов (85%) было предоставлено коммерческими банками, а 0,3 трлн сумов (15%) — микрофинансовыми организациями. Электронные платформы сыграли значительную роль, обеспечив 58% всех операций (1,1 трлн сумов).
Среди банков лидерами по объему факторинговых услуг стали «Асакабанк» — 561 млрд сумов (из них 151 млрд сумов через электронную платформу), «Национальный банк Узбекистана» — 304 млрд сумов (270 млрд сумов), «Узпромстройбанк» — 162 млрд сумов (122 млрд сумов), а также частные банки — всего 348 млрд сумов (342 млрд сумов), включая «Капитабанк» (96 млрд сумов) и «Анорбанк» (50 млрд сумов). В свою очередь, микрофинансовые организации профинансировали дебиторскую задолженность на 277 млрд сумов.
В региональном разрезе основная доля факторинговых операций пришлась на Ташкент — 1,4 трлн сумов (76%), Навоийскую область — 160 млрд сумов (8,6%), Ферганскую область — 120 млрд сумов (6,5%) и Хорезмскую область — 31 млрд сумов (1,7%). Во втором полугодии 2024 года объем факторинговых услуг значительно вырос, особенно в ноябре и декабре, когда был зафиксирован рекордный показатель — 630 млрд сумов.
Среди клиентов наибольший объем факторинга пришелся на общества с ограниченной ответственностью — 1,3 трлн сумов (68%), а предприятия с иностранным капиталом получили 360 млрд сумов (19%). Факторинг способствовал повышению ликвидности компаний и стабильности их финансовых операций.
По срокам сделок 30% операций заключались на период от 121 до 180 дней, 23% — от 61 до 90 дней, 21% — до 30 дней, 16% — от 31 до 60 дней, а 10% — от 91 до 120 дней. Основными секторами, в которых использовался факторинг, стали торговля и сфера услуг (833 млрд сумов, 48%) и промышленность (800 млрд сумов, 42%). Также он начал распространяться в строительстве и сельском хозяйстве, где было профинансировано 109 млрд сумов (6%) и 69 млрд сумов (4%) соответственно.
Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ