Основатель строительно-девелоперской компании Murad Buildings Мурад Назаров о своих правилах ведения бизнеса

Также предприниматель назвал три пункта, которых нужно остерегаться.

Основатель строительно-девелоперской компании Murad Buildings Мурад Назаров о своих правилах ведения бизнеса

В беседе с Kapital.uz основатель строительной компании Murad Buildings Мурад Назаров – поделился собственными правилами ведения дела в спецпроекте «Правила бизнеса».

О значении бизнеса

Каждый, кто занимается бизнесом, слово «бизнес» понимает по-своему. Лично для меня бизнес – это возможность расти, развиваться и реализоваться в первую очередь самому, потому как эта обширная деятельность позволяет учиться много чему новому, проявить себя в различных ситуациях, встречаться с разными людьми из разных сфер и решать множество трудных задач. К тому же бизнес для меня — это способ заработка, источник накоплений и сбережений финансовых средств, которые позволяют мне осуществить собственные цели. Я люблю заниматься бизнесом, считаю, что он закаляет характер, раскрывает мой потенциал, а новые цели вдохновляют меня в стремлении к ним.  Если бизнес изначально создан на честной и справедливой философии, то заработанные деньги будут использованы с пользой и в благих целях. Я хочу оставить после себя достойное наследие и мечтаю, чтобы оно приносило много пользы максимальному количеству наших сограждан. И все эти принципы, в результате, помогут мне также делиться накопленными знаниями и жизненным опытом с будущими поколениями.

Первый миллион

Это произошло в 2013 году, когда мы с партнером реализовали проект и продали его иностранному банку. Я почувствовал тогда впервые истинное значение узбекского слова «барака», что путем честного заработка, удовлетворения всех сторон – можно добиться большего финансового успеха.

О дружбе в бизнесе

Дружба – это разделение схожих ценностей и идей. Существует дружба до тех пор, пока эти ценности живут, тем самым объединяют обе стороны. Я считаю в бизнесе то же самое – дружат партнеры до тех пор, пока совпадают их ценности, принципы и философия ведения дела.

Три главных аспекта, которых нужно остерегаться

  1. Нельзя жить сегодняшним днем – нужно думать о последствиях, особенно если в приоритет ставятся долгосрочные планы.
  2. Лично я придерживаюсь принципа не осуществлять проекты, финансируемые государственным бюджетом, тем более зарабатывать на этом.
  3. Нужно остерегаться эгоизма – нельзя допускать главенства своих интересов, бизнес в таком случае не успешен и не масштабируем.

Лучшее решение

Их было много, но почему-то сейчас вспоминаю следующий пример. У меня был производственный бизнес, который приносил хорошую прибыль. В ноябре 2008 года на производстве произошел пожар, где за 2 часа все сгорело и я влез в большие долги. К тому времени мы вели благотворительный проект, который к тому времени был завершен на 70%. Возник вопрос: «Доводить это благое дело до конца или же концентрироваться на последствиях пожара?». Несмотря на трудности, мы решили довести дело до конца. Это решение придавало нам очень много сил и надежды, что у нас все будет хорошо. Так и случилось, мы за год восстановились и вернули долги. Я считаю, это произошло, потому что внутренняя сила и надежда очень заряжает, придает радость, позитив и уверенность в себе. Когда у человека есть деньги, и он делает благие дела, это одно, но когда человек сам в сложной ситуации и несмотря на это, делает благое дело, или как в моем случае доводит его до конца, это ни с чем несравнимое ощущение удовольствия. Результат того правильного решения радует меня по сей день и будет радовать всегда!

Главная ошибка

Был случай, когда крупный инвестор вложил в один проект большую сумму, на освоение которой мы еще не были готовы. Этот проект успешно завершен на сегодняшний день, а прибыль от проекта не совсем совпала с нашими ожиданиями. Тогда я понял, что нужно всегда смотреть на внутренние ресурсы, возможности и готовность команды «переварить» ресурсы, когда берешься за тот или иной проект и привлекаешь инвестиции. Для реализации проекта с успешным результатом требуются не только финансы, но и внутренняя готовность команды и руководителя, которая должна соответствовать размаху бизнеса или проекта. Мой вывод: не все упирается в деньги. Несмотря на достаточное количество ресурсов, надо быть соразмерно созревшим и готовым во всех смыслах этого слова, особенно, если речь идет о том, чтобы вступить в большой проект.

Ведение бизнеса с родственниками – за и против

В самом начале пути – не каждый посторонний человек поверит в тебя. Поэтому строить бизнес с родственниками, друзьями или даже любым другим человеком на старте можно, при условии, если они единомышленники твоим планам и идеям, если ты им доверяешь. Но после, когда бизнес масштабируется и входит в конкурентную среду где требуется максимальная эффективность – следует вести дело с профессионалами, которыми могут быть как родственники, так и совершенно чужие люди.

О роли письменных договоренностей в бизнесе

Могу сказать, основываясь на личном опыте, что письменные договоренности в бизнесе важный аспект ведения почти любого бизнеса. У нас могут быть чистые помыслы и искренние намерения, но человеку свойственно забывать детали.  Чтобы избежать недопонимания в будущем, все договоренности, лучше фиксировать все детали на бумаге и предварительно согласовать со всеми. У меня нет привычки все записывать, как руководитель я обрисовываю общие черты сотрудничества или партнёрства, а специальные люди в команде все записывают, фиксируют в виде протоколов, соглашений, договоров, меморандумов и т.д.

Куда бы устроились, если бы не бизнес

Если бы пришлось устраиваться на работу, имея сегодняшний багаж знаний и жизненный опыт, я бы устроился в инвестиционную компанию, которая будет вкладывать в определенные проекты.

Бизнес-план, которым вы можете поделиться – в который вы бы сами вложились?

Это должен быть бизнес-план, который будет сопутствовать нашему бизнесу. Он будет автономным от нашей компании, но усилит наши позиции.

Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ

tg