В 2024 году в Узбекистане обращения по мошенническим кредитам выросли на 42%
В частности, увеличилось число случаев оформления кредитов без согласия граждан, в некоторых случаях на имя одной жертвы оформляли до шести займов

Фото: Абдумавлон Мадмусаев / Kapital.uz
В 2024 году в Узбекистане количество обращений о мошеннических кредитах выросло на 42% по сравнению с 2023 годом. Об этом сообщает пресс-служба Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсмана).
В 60% жалоб фигурировали лица, представлявшиеся сотрудниками компании Click или Центрального банка, которые, используя личные данные граждан оформляли онлайн-кредиты. В некоторых случаях на одного гражданина оформлялось по 5-6 кредитов в разных банках.
По этим обращениям органы внутренних дел направили указания коммерческим банкам приостановить начисление процентов и взыскание долгов до установления виновных, так как выяснилось, что граждане не использовали эти кредиты и стали истцами.
Согласно статье 36 Уголовно-процессуального кодекса Узбекистана, указания следователя по делу являются обязательными для исполнения всеми предприятиями, организациями и гражданами. Однако банки продолжали требовать погашения долгов с граждан, пострадавших от мошенников.
Омбудсман подал 5 исков в суды по гражданским делам в защиту граждан, в результате чего кредитные договоры были признаны недействительными. В одном из случаев деньги, оформленные на имя гражданина были возвращены ему, а также присуждена компенсация морального ущерба.
Согласно данным Центрального банка, в 2024 году было зафиксировано 463 случая мошенничества с онлайн-кредитами, оформленными на имена граждан, что привело к материальному ущербу в размере около 15 миллиардов сумов.
Для обеспечения информационной безопасности и защиты от мошенников рекомендуется соблюдать следующие меры предосторожности:
- Не разглашайте личные данные, такие как паспортные данные, номер банковской карты и PIN-коды;
- Избегайте передачи личной информации в социальных сетях или незнакомым лицам;
- Не сообщайте коды подтверждения, пароли или данные для входа в банковские приложения, которые приходят на ваш телефон;
- Не скачивайте подозрительные файлы, документы или ссылки из социальных сетей или электронной почты, так как они могут содержать вирусы или вредоносное ПО;
- Не отвечайте на звонки или видеозвонки с неизвестных номеров, особенно иностранных;
- Если кто-то представляется сотрудником банка или другой организации, попросите подтвердить личность через официальные каналы.
Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ