Андрей Кириллов: «Цифровая маркировка стала инструментом системных изменений»

Председатель Наблюдательного совета CRPT TURON — о результатах внедрения цифровой маркировки в Узбекистане и её влиянии на рынок

Андрей Кириллов: «Цифровая маркировка стала инструментом системных изменений»

Как бы Вы оценили реализацию проектов по внедрению обязательной цифровой маркировки в Узбекистане? Расскажите о результатах работы системы.

—На мой взгляд, всё идет по плану. Особенно хочу отметить, что благодаря активной позиции Налогового комитета Республики Узбекистан резко возросла прозрачность тех отраслей, где уже запущена система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров. Также хочу публично похвалить команду CRPT TURON, которая внедряет проекты по маркировке в Узбекистане. Результаты проделанной работы впечатляют.

В прошлом году компания отметила свое пятилетие. За это время коллективом CRPT TURON запущена обязательная маркировка шести товарных категорий — табачной, пивной, алкогольной продукции, лекарственных средств и изделий медназначения, воды и безалкогольных напитков, бытовой и прочей техники. В марте этого года стартовал проект по добровольной маркировке БАДов, в мае — пилотный проект по добровольной маркировке агрохимии. 

Также нельзя не отметить, что команда CRPT TURON — первая на постсоветском пространстве, кто реализовал проект по маркировке пива и пивоваренной продукции, а также бытовой техники. Как я знаю, наш опыт активно используется другими странами, которые тоже идут по пути «обеления» отраслей посредством внедрения цифровой маркировки и прослеживаемости товаров.

 

Создание системы маркировки товаров в Узбекистане объяснялось необходимостью «обеления» рынков, а также борьбой с контрафактом и повышением прозрачности и легальности оборота. Какие результаты принесла цифровая маркировка, насколько сейчас прозрачен рынок с точки зрения его реальных объемов и доли контрафакта?

— Действительно, когда систему создавали, основная цель цифровой маркировки заключалась в сокращении доли нелегального оборота. Один из ключевых аргументов в пользу запуска системы маркировки и прослеживаемости — возможность четко проследить всю цепочку движения продукции (от производителя до покупателя) в режиме реального времени. 

Государство в своей борьбе с нелегальным оборотом товаров реализует большой потенциал пополнения своей казны за счет повышения собираемости уже существующих налогов и пошлин. Например, когда государство поднимает ставку акциза, то в реальности статистика показывает, что ранее оно столько не могло собрать, сколько планировало, поскольку параллельно рос и нелегальный оборот. А система цифровой маркировки позволяет собирать столько обязательных платежей, сколько планирует регулятор. Например, по таким подакцизным товарам, как алкоголь и табак, видно, что внедрение маркировки привело к существенному сокращению их нелегального оборота и способствовало пополнению бюджета страны.

Согласно данным Налогового комитета Республики Узбекистан, по итогам 2024 года в целом оборот всех товаров, подлежащих обязательной цифровой маркировке, составил 166,1 трлн сумов, увеличившись, по сравнению с 2023 годом, на 20,1 трлн сумов (13,4%).

Производство и импорт алкогольной продукции по итогам 2024 года увеличились на 14,5%, а табачной продукции — на 26,4% больше, по сравнению с 2023-м. Объем импортной алкогольной продукции за 2021-2024 годы вырос в 5 раз, что говорит о положительной тенденции в сфере легализации доходов.

Внедрение цифровой маркировки привело и к существенному сокращению нелегального оборота. Поступления акцизного налога на алкогольную и табачную продукцию в 2024 году увеличились в 1,5 раза, по сравнению с периодом до перехода на систему цифровой маркировки (2021 г.).

В 2024 году участниками системы маркировки в бюджет было уплачено налогов на 26,4 трлн сумов. Сумма акцизного налога только на табачные изделия составила 2,9 трлн сумов и увеличилась на 30,7%. 

Количество ликвидированных подпольных производств алкогольной продукции снизилось с 38 в 2021-2022 годах до 19 в 2024 году, то есть в 2 раза. Как видим, механизм работы системы цифровой маркировки позволяет пресекать контрафакт раньше, чем он попадает на полки магазинов.

Все эти собранные деньги не останутся в нечестных карманах, а пойдут на новые проекты, которые реализует государство в интересах граждан для построения Нового Узбекистана.

 

— Интересно Ваше мнение как фронтмена проекта. Очень часто можно встретить заявления о том, что маркировка того или иного товара может привести к его дефициту, росту цен и так далее. Существуют ли подобные риски в отношении каких-либо товаров?

— Исторически доказано, что это не так. Если провести анализ цен на товары, то он покажет, что они ежегодно растут на несколько процентов просто вследствие темпов инфляции. Тем не менее, это не сказывается негативно на спросе. Возьмем фарминдустрию. В настоящий момент цифровая маркировка лекарственных средств — мировой тренд. Маркировке подлежат все лекарства, производимые в Узбекистане, России, Евросоюзе, США, Турции, Индии и других странах. Сейчас, когда уже все понимают, что в Узбекистане 100% всех лекарственных препаратов, будь то иностранные или местного производства, подлежат обязательной маркировке, все отраслевые игроки обязаны настраивать свои производственные процессы под требования системы цифровой маркировки, взаимодействовать с единым оператором CRPT TURON, уметь интегрироваться, обмениваться необходимыми данными в системе цифровой маркировки и прослеживаемости товаров Asl Belgisi. Как правило, первоначальное беспокойство, возникающее на старте производственного пути, обычно оборачивается открытым диалогом с единым оператором и госорганами. Со своей стороны мы, безусловно, внимательно прислушиваемся к рынку и внедряем цифровую маркировку наиболее экономичным и эффективным способом.

 

— В процессе внедрения цифровой маркировки как определяется степень важности и первостепенности маркировки той или иной товарной группы?

— Степень важности и первостепенности определяет государство, исходя из того, какие группы товаров более остро нуждаются в контроле за их производством и реализацией. Мы просто исполнители воли государства. В Узбекистане первыми были акцизные товары — табачная, алкогольная и пивная продукция — те категории товаров, которые наиболее сильно подвержены уклонению от уплаты налогов со стороны их производителей.

Цифровая маркировка стала очень полезным инструментом защиты жизни и здоровья населения, так как была запущена для воды и прохладительных напитков, лекарственных препаратов, а теперь — и для БАДов. То есть самые чувствительные для страны сферы — в приоритете.

 

— Про пользу для государства понятно, а что от этого получат бизнес и граждане?

— Пройдемся по пунктам. 

Цифровая маркировка помогает бизнесу увеличить свою честную долю на рынке, уменьшая долю незаконной продукции и заменяя ее своими легальными товарами. Кроме того, маркировка позволяет сократить расходы на логистику и внутренний учет товаров, а также улучшить учет продукции благодаря цифровизации внутренних процессов и электронного документооборота.

«Плюсы» для государственных органов: помимо того, что на рынке становится больше легальных товаров, это также помогает улучшить контроль за ними и повысить собираемость обязательных налоговых и таможенных платежей. Подчеркну: это не усиление контроля над участниками рынка, а, наоборот, предоставление возможности использовать новые цифровые технологии и получать статистику и данные практически в режиме онлайн в масштабе всей страны. И, конечно же, эти процессы позитивно сказываются на общей цифровизации экономики и торговли. 

Но главную выгоду от введения системы маркировки товаров получает, конечно же, потребитель. Цифровая маркировка создана для защиты здоровья и жизни людей. Если покупатель сможет легко узнать всю нужную информацию о товаре, у него не останется сомнений в его качестве и подлинности. Цифровая маркировка также помогает контролировать качество товаров и защищает права потребителей от подделок или просроченных продуктов. Она гарант того, что покупаемый товар является легальным, качественным, сертифицированным и безопасным для жизни и здоровья человека. Обязательная цифровая маркировка товаров в Узбекистане — это часть большой программы по борьбе с «теневой» экономикой и защите прав потребителей. Уникальный код на упаковке позволяет мониторить путь товара от производителя до покупателя, что снижает риск подделок и обеспечивает безопасность продукции. 

Не будем забывать, что граждане стали сегодня активными участниками общественного надзора, благодаря использованию мобильного приложения Asl Belgisi. По данным оператора национальной системы цифровой маркировки товаров CRPT TURON, в настоящее время им регулярно пользуются свыше 280 тыс. человек. К апрелю 2025 года количество сканирований достигло 7,9 млн. сканирований. Для сравнения: в 2021 году число сканирований составляло всего 93 тысячи. То есть с момента внедрения приложения в 2021 году отмечается рост количества сканирований в 89 раз.

Как показала практика, приложение — очень востребованный инструмент для людей, посредством которого каждый может оперативно осуществлять контроль происхождения товара, его паспорта, воспользоваться возможностью дать обратную связь по факту неудовлетворенности его качеством, ценой и другими параметрами.

 

— Как Вы считаете, открыла ли система цифровой маркировки Asl Belgisi новые горизонты для участников рынка? И какую роль во взаимодействии игроков товарооборота играет служба поддержки? 

— Безусловно, система цифровой маркировки Asl Belgisi открыла участникам рынка новые возможности. Производители, импортеры с помощью инструментов в личном кабинете системы могут создавать аналитические отчеты, отслеживать спрос на продукцию, тем самым выстраивая планы производства (импорта) и увеличивая его продуктивность, рентабельность и финансовые показатели. Как уже говорили, потребители сами стали осуществлять народный контроль. Теперь каждый может точно быть уверен в подлинности и оригинальности продукции, используя мобильное приложение Asl Belgisi. 

Несомненно, немаловажную роль в системе Asl Belgisi играет служба поддержки пользователей. Это сплоченная команда профессионалов, работающая в режиме нон-стоп и готовая всегда поддержать, а главное, оперативно ответить на вопросы, возникающие у участников оборота. Приведу в пример цифры за первый квартал 2025 года, которые говорят о слаженной работе службы поддержки. 

Обработано свыше 24 500 обращений, из которых 99,6% были решены в установленный срок, при этом уровень удовлетворенности пользователей составил 98,5%. Среднее время полного решения вопроса варьируется от 15 минут до 2 часов, в зависимости от сложности запроса. Кроме этого, служба поддержки ежедневно проводит проверку качества работы своих специалистов и использует механизмы сбора обратной связи для постоянного улучшения сервиса.  

Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ

tg

Материалы по теме

Uzum Bank запускает единый QR-код для клиентов и бизнеса
/
Uzum Bank запускает единый QR-код для клиентов и бизнеса
Семейные врачи в Узбекистане будут зарабатывать до $1 500, медсёстры — до $800
/
Семейные врачи в Узбекистане будут зарабатывать до $1 500, медсёстры — до $800
Узбекистан инвестировал 42 трлн сумов в сферу здравоохранения
/
Узбекистан инвестировал 42 трлн сумов в сферу здравоохранения