Владелец радиостанции Maxima о собственном участии в становлении частных СМИ Узбекистана и будущем радио

Предприниматель также поделился тем, какое приложение создали со своей компанией и как оно повлияет на рынок.

Владелец радиостанции Maxima о собственном участии в становлении частных СМИ Узбекистана и будущем радио

Kapital.uz продолжает знакомить своих читателей с бизнесменами и предпринимателями Узбекистана. Побеседовали с основателем и владельцем радиостанции Maxima Жавохиром Гулямовым и узнали, какое участие бизнесмен принял участие в становлении рынка частных СМИ, как организовал первый концерт Кристины Орбакайте в Ташкенте и какое приложение для рынка скоро выпустит его компания.

О становлении рынка частных телерадиокомпаний и волонтерстве в зарождаемых проектах.

В СМИ я попал случайно, образование у меня медицинское, которое я получал в Андижанском медицинском институте. На первом же курсе судьба свела с новыми друзьями-ондокурсниками, которые в свободное время работали на молодую компанию и развивали сперва кабельное телевидение в одном из микрорайонов города, потом запускали городское эфирное вещание, а после трансляцию и на всю Ферганскую долину. В последствии, компания “Молодежная телерадиокомпания Андижана” выросла в одну из ведущих медийных компаний республики. Я со своими сокурсниками участвовал в качестве волонтера на работе телестанции, помогал, в организационных моментах, на безвозмездной основе.

Так, раз за разом, я оказался свидетелем зарождения частного рынка телерадиокомпаний – Анжижанской, Кокандской, Маргеланской, Самаркандской и так далее. Участники, в буквальном смысле, создавали себя с нуля – запускались на бытовом оборудовании, путем экспериментов, а уже затем, накопив средства, приобретали более профессиональное оборудование. Все это происходило на большом энтузиазме – предприниматели, занявшиеся этим направлением просто вкладывали сюда накопления, которые зарабатывали на других бизнесах. Каждый из них сами занимались строительством здания, ремонтом, закупом оборудования, их настройкой, специальной шумоизоляцией комнат. Все региональные телевизионщики общались между собой, знакомились, дружили, обменивались опытом.

Смена обстоятельств в личной жизни.

В 1996 году я женился и на следующий год родился сын, пришлось взять академический отпуск после четвертого курса и пойти зарабатывать деньги на содержание семьи, но через 2 года понял что не получится совмещать учебу и зарабатывать на содержание семьи, таким образом пришлось отказаться от мечты стать медиком. На сегодняшний день, у меня до сих пор не оконченное медицинское образование, но которое позволяет мне работать фельдшером на уровне среднего медицинского персонала. Позже, во время работы в издательско-полиграфическом концерне “Шарк” я заочно окончил Ташкентский государственный экономический институт (НарХоз).

Затем я переехал в Ташкент и на какое-то время выпал из рынка массмедиа, работал в маркетинге продаж иностранной компании. В этот период наблюдал, как наши друзья запускали в столице франшизу «Европа Plus». Позже, свою работу начала радиостанция Grand во главе с Улугбеком Тагалиевым, потомственным связистом, который и «заразил» всех, мотивировав на запуск собственных станций. Я с интересом наблюдал за всеми процессами в результате общения с ними. Но конечно, на тот момент я и не предполагал что когда нибудь, я сам займусь организацией радиостанции.

О легализации деятельности газеты «Аргументы и факты» в Узбекистане и организации работы крупного издательского дома и радиостанции «Эхо Долины».

Спустя два года мне поступило предложение (это предложение скорее явилось отправной точкой моей деятельности в медиа) от основателя медиа группы – поучаствовать в работе издательского дома «Тасвир», им нужен был исполнитель, для организации работы нескольких печатных проектов . На тот момент в портфеле издательства уже был выпуск газеты «Аргументы и факты» на основе устного соглашения с российским офисом и нужно было закрепить это генеральным договором, решать вопросы обеспечения полиграфическими материалами  Перед этим, мне необходимо было понять само издательское дело – я решил что надо начинать с основ издательства и полиграфического производства , пришел тогда к начальнику газетной ротации, заслуженному полиграфисту, ныне покойному, Махуббат Джамал оглы Асланову, в величественное производство, которое произвело на меня неизгладимое впечатление. Здесь находились 6-8 машин, примерно 12 метров высотой, которые с шумом печатали бесконечные полотна газет. Я подошел к нему и попросил обучить меня с самого начала. Тогда он отвел меня в подвал, где я и увидел, как выгружают огромные рулоны газетной бумаги и сказал, что начало начинается здесь. Так, по цепочке он меня ознакомил со всеми этапами газетного производства, поделился своим многолетним опытом. Благодаря «дяде Мише Асланову» (именно так его называли работники издательства и близкие), я научился основам полиграфии. После, я стал разбираться в бухгалтерских счетах, налоговом законодательстве, договорах и юридических документах. Спустя некоторое время был подписан генеральный договор с основным офисом газеты «Аргументы и факты» и она стала распространяться и печататься на официальной основе. В этот период была запущенна  русская версия известного тогда журнала «Тасвир», который выходил только на узбекском языке и он достаточно быстро  занимает свою нишу еженедельных дайджестов и начинает распространяться, большими тиражами.

Участие в организации работы радиостанции «Эхо Долины».

Через какое-то время радиостанция «Эхо Долины», решает вещать на Ташкент и мне довелось принимать участие в запуске работы в столице. Я занимался перевозкой, монтажом и установкой радийного оборудования – так я изучил и прошел весь спектр организационных моментов.

Наступает 2001 год, я принимаю решение уходить из издательского дома. В тот период, мы с семьей «жили на чемоданах», планируя перебираться в Москву, где меня ждали друзья с собственным предложением – устроиться ведущим на ночной эфир радио «Эхо Москвы». Перед отъездом, вместе с Арсланом Камаловым решаем организовать первый концерт Кристины Орбакайте в Ташкенте. Мы не знали, как публика воспримет тогда еще восходящую звезду, но обнадеживал тот факт, что она является дочерью Аллы Пугачевой. Мы пошли на риск, заработали тогда мало, но опыт, полученный в процессе организации концерта, был бесценен.

Построение собственного бизнеса. О запуске радиостанции Maxima и издательского дома Sharq Press.

Неожиданно от генерального директора концерна Шарк мне поступает предложение возглавить издательский отдел в концерне Sharq, который тогда еще имел штат из 3000 сотрудников, являлся крупнейшим полиграфическим предприятием Узбекистана. На тот момент, конкуренция уже сильно возросла, частные СМИ уже появились на рынке и активно вели свою деятельность. У меня не было опыта работы в государственных компаниях, предстоящий переезд был определен и новая работа ждали в Москве, я ответил отказом на это, признаться приятное и значимое для меня предложение. При следующей встрече с генеральным директором концерна, слушая его планы и желание развивать современное производство и издательскую деятельность, я согласился на определенных условиях работать под его руководством. В очередной раз совет и мнение опытного, старшего человека определили мою дальнейшую деятельность. Так, в последствии, здесь же я запускаю собственный издательский дом Sharq Press. В пике нашей работы, мы, вместе с главным редактором Саодат Хаджаевой запустили и вели 14 изданий, таким образом пробуя себя в разных темах и экспериментируя с форматами. Это было начало  собственного дела.

В 2004 году пошли разговоры о продаже столичной радиостанции, работавшей под названием «Сезам». Никто особо не заинтересовался предложением, но я обратился ко всем тем, кто мог бы быть заинтересован, чтобы узнать их мнение о радиостанции. Все, как один говорили одно, что здесь я ничего не заработаю, одни только расходы и бизнес хорош только для имиджа или, на крайний случай, для продвижения собственных смежных бизнесов. Не смотря на то, что мнение у всех было пессимистичное, я решил взяться за этот проект. Выкупил основную долю, а затем, обойдя других учредителей, подобрав достаточно аргументов и спокойно договорившись, приобрел и их малый процент, став, таким образом, единственным владельцем радиостанции.

Станцию было решено перевезти в здание Sharq, по многим причинам: это наличие нескольких линий высшей категории энергоснабжения обеспечивающих бесперебойную работу, близкое расположение к телевышке что позволило расположить оборудование на высоте и посылать сигнал, без помех, на телевышку. Наконец, мы вложили большие суммы на полное оснащение качественным оборудованием, поменяли формат и название радиостанции на радио Maxima.

Почему радиостанция вещает только на столицу и как это сказывается на уровне дохода.

Для многих владельцев радиостанций действительно важно выйти в регионы. Охват вещания радиостанции играет ключевую роль при выборе рекламодателя, но это сопряжено с рядом проблем которые требуют решения. Нужно понимать что FM вещание это локальная история — слышно в пределах мощности и прямой видимости передающего оборудования, и значит будут зоны плохого покрытия, зоны затухания сигнала, зоны наложения от двух ретрансляторов и тд. Это требует конкретных дополнительных затрат. Зачастую рекламный бюджет на регионы ограничен суммами и цена ниже. Кроме того, на мой взгляд, сложно одной музыкальной концепцией охватить интересы аудитории в разных регионах у которых музыкальные пристрастия могут значительно различаться. Наличие собственных, популярных, локальных радиостанций пример тому. Поэтому мы решили ограничить вещание Ташкентом, но были в поисках технологических решений в расширении зоны охвата. Сложно конкурировать на рынке, когда большинство коллег смогли охватить крупные регионы Республики. Динамичное развитие технологий позволяли предполагать, что возможны другие решения для расширения зоны вещания. Сегодня, цифровизация нашей жизни и технологические возможности кардинально изменили понятие зоны вещания, существует множество мобильных приложений и других сервисов позволяющих потребителю получать контент везде где есть зона покрытия мобильного оператора и интернет провайдера, обеспеченность сетями в Узбекистане одна из лучших на постсоветском пространстве, если не говорить о качестве, но и это вопрос лишь времени.

Мы разработали собственное приложение, пока что только для пользователей Android, под названием Radiorubka, которое позволяет вести онлайн вещание, не смотря на территориальное расположение слушателя.  Лозунги нашего приложения: “Уезжая из родного города, не расставайтесь с любимой радиостанцией. Путешествуйте вместе”, “слушатель любых отдаленных регионов Узбекистана получает равный с жителями столицы сервис услуг ”. На рынке, в мире, конечно же такие приложения уже есть, но у нас, с дружелюбным интерфейсом и понятным функционалом, еще нет. Поэтому наш технический директор Алишер Дадаходжаев, собственными силами создал приложение, в нем сейчас 4 наши радиостанции, на подходе еще 4 концепции, между которыми весьма удобно переключаться и, что самое главное, и это наиболее задаваемый вопрос слушателей, когда хотят, но не могут определить композицию или исполнителя. В нашем приложении можно увидеть текущий плейлист, мы решили здесь вопрос с заменой рекламного блока под запросы каждого региона страны. Так как мониторить аудиторию приложения гораздо легче, чем радио – то и реклама будет точечной, что и требует условия настоящего времени, которое уводит слушателей все больше в диджитал. Пока что мы запустились без шума, но в скором времени, как доработаем софт, мы анонсируем его в массмедиа, пригласим сюда наших коллег – другие радиостанции, разместим их, по их собственному желанию, совершенно бесплатно. Кроме того, мы планируем выйти на сотовых операторов и договориться с ними, чтобы пользователи приложения использовали бесплатный трафик, ведь для самих операторов это тоже плюс – приложение может стать дополнительной услугой для их абонентов. В результате, это будет приложение, которое каждый слушатель сможет забирать с собой и включать везде, где ему будет удобно.

О будущем радио. Как конкурировать даже в диджитал, когда есть стримингиовые сервисы?

Да, несомненно, конкурировать со стриминговыми сервисами вроде Яндекс.Музыка или Spotify, недавно вошедшим на рынок, сложно. Здесь и подборка музыки под ваш вкус и подкасты от разных авторов, но как и было всегда, у радио есть два важных преимущества, благодаря которым оно остается востребованным. Во-первых, есть эффект неожиданности, особая магия радио чувствовать настроение случайно забредшего слушателя и ставить тот плейлист, который найдет отклик в его сердце. Во-вторых, радио – это самый нативный и вездесущий инструмент воздействия на аудиторию. Каждый человек, не смотря на свое социальное положение в обществе, хоть раз на дню, сталкивается с вещанием. К тому же, если сравнивать с телевидением, радио не требует к себе такого сильного внимания, как телевидение. Оно всегда рядом, всегда где-то на фоне и позволяет самому видеть ту картину, на которую способен тот или иной человеческий мозг. Поэтому радио будет жить еще очень долго и будет таким же востребованным инструментом коммуникации с большой аудиторией. Важно в своей работе сохранить связь с слушателем, важно ощущать, что это часть нашего города, нашей жизни.

Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ

tg