Миллиардеры и бизнес-гуру рассказали, каким будет 2021 год

Kapital.uz составил подборку прогнозов от мировых бизнес-гуру.

Миллиардеры и бизнес-гуру рассказали, каким будет 2021 год

Уходящий 2020 год уже точно останется в памяти у всего населения Земли. Однако, стоит только догадываться, каким будет новый 2021 год. В свою очередь, Kapital.uz составил подборку прогнозов от мировых бизнес-гуру.

Билл Гейтс, основатель Microsoft

Гейтс считает, что благодаря достижениям ученых и медиков 2021 год будет легче «разрушительного» 2020 года. Однако впереди еще много работы: «Увы, опасность еще не миновала. Математические модели говорят нам, что эпидемиологическая ситуация может стать хуже в течение ближайшего месяца. Также нам необходимо больше узнать о новом штамме коронавируса, который, как пока что кажется, более заразный, но не более опасный».

По его словам, есть две причины сохранять оптимистичный настрой: «Первая причина — это маски, социальное дистанцирование и другие меры, помогающие замедлить темпы распространения вируса, пока вакцинирование только начинается. Другая причина не терять надежду — весной 2021 года применение вакцин и методов лечения, о которых вы сегодня читаете в новостях, достигнет такого масштаба, что сможет переломить глобальную ситуацию. Хотя какие-то ограничения еще будут нужны (например, на массовые мероприятия), число новых случаев и смертей сильно снизится, как минимум в развитых странах, и жизнь будет намного ближе к нормальной, чем сейчас».

Масаеси Сон, Основатель японской телекоммуникационной компании SoftBank

«Что касается ближайшего времени, то я настроен пессимистично», — говорит Сон. Последние пару лет SoftBank преследуют неудачи (чего стоит один только провал WeWork), и это научило эксцентричного предпринимателя осторожности. Всех остальных он призывает к тому же: «Вторая или даже третья волна COVID-19 все еще растет… Конечно, у нас есть вакцина, но кто знает, что случится в течение следующих двух-трех месяцев». Сон опасается, что если кризис станет причиной краха какой-либо крупной компании, то может сработать эффект домино, как было с Lehman Brothers в 2008 году. «В такой ситуации может произойти что угодно, — объясняет Сон. — Я думаю, вакцина — это хорошая новость. Но я считаю, что необходимо подготовиться к худшему сценарию, поэтому у SoftBank сейчас $80 млрд наличных средств… Я думаю, во время подобного кризиса стоит запастись наличностью».

Илон Маск, американский изобретатель, визионер и миллиардер


Журнал Fortune назвал Маска «бизнес-персоной года», и с этим сложно поспорить: 2020 год оказался очень успешным для Tesla. SpaceX отправила в космос свою первую ракету, а состояние Маска выросло с $24,6 млрд до почти что $142 млрд. Он уверен, что лучшее, что может сделать руководитель компании в кризисный период, — сконцентрироваться на продукте: «Моя рекомендация — на самом деле не надо убивать столько времени на решение финансовых вопросов, совещания, презентации в PowerPoint, лучше потрать его на то, чтобы сделать продукт компании настолько великолепным, насколько это возможно… Для этого не нужно обладать каким-то мистическим знанием. Нужно всего лишь стать абсолютным перфекционистом по отношению к продуктам и услугам своей компании. Собирай обратную связь отовсюду, от клиентов и не только… Просто приходи на производство, приходи в магазины, говори с потребителями, подумай, что хотел бы видеть ты сам. Пока ты сам не полюбишь [продукт], не жди, что он понравится другим».

Миллиардер считает, что руководитель может и должен вмешиваться в повседневную деятельность компании, в вопросы разработки: «Войска будут идти в битву с большим воодушевлением, если будут видеть генерала на передовой, а не где-то вдали, на безопасном расстоянии. Выйди на чертову линию фронта и покажи им, что тебе не все равно и что ты не просто сидишь в каком-то модном офисе».

Брайан Чески, сооснователь и CEO сервиса краткосрочной аренды жилья Airbnb

Начало года для Airbnb было катастрофическим (в марте страны закрыли границы, власти ввели жесткие ограничительные меры), конец года — триумфальным (IPO компании было едва ли не самым успешным в 2020 году). Чески признается, что был поражен желанием людей путешествовать: «Мне кажется, это одно из фундаментальных стремлений человечества: путешествовать, знакомиться с новыми людьми, открывать для себя мир, и я не думаю, что что-то может препятствовать этому, даже пандемия». Снижение туристической активности временное и обусловлено лишь ограничениями со стороны властей.

Чески называет два тренда туриндустрии, которые будут определяющими для 2021 года. «Первый тренд — это то, что я называю «принципиальным перераспределением туризма, — рассказывает глава Airbnb. — Раньше сотни тысяч людей ехали в одни и те же крупные города… Они выбирали самые популярные туристические направления и посещали самые популярные достопримечательности. И в итоге получалось, что большое количество людей было сконцентрировано на очень небольшой территории. Так как большинство людей сейчас не могут летать и им не хочется стоять в очередях и толпах (в основном из соображений безопасности), они «рассеиваются». Люди едут в небольшие населенные пункты. Но ведь они не едут в какой-то один город, поэтому число направлений заметно увеличилось».

Также начала стираться грань между повседневной жизнью и путешествиями, и это вторая важная тенденция: «Раньше люди жили в определенном месте и лишь иногда уезжали на пару дней по делам. Если им везло больше, они брали одну-две недели отпуска. И сейчас мы видим, что для миллионов людей граница между обычной жизнью и путешествиями начала размываться. Они покидают свое постоянное место жительства и снимают дом где-то еще. Иногда это жители городов, которые хотят провести время на природе. Или же студенты, которые пока что не могут вернуться в общежития, но и с родителями жить не хотят, поэтому снимают вместе с друзьями жилье в каком-нибудь другом городе… Период пребывания увеличивается до недели, месяца, даже двух месяцев. Это совершенно новый тренд, которого не было до пандемии». Подводя итог, Чески говорит, что туризм больше никогда не будет таким, как в январе 2020 года: «Изменения — это всегда шаг вперед, а не назад».

Джефф Безос, богатейший человек мира, создатель Amazon

По мнению основателя Amazon, долгосрочные цели должны быть в приоритете всегда, особенно сейчас. Безос не думает, что неопределенность должна мешать долгосрочному планированию, важно задать себе один короткий вопрос: «Безусловно, через десять лет многое изменится, технологии изменятся. На горизонте десяти лет самыми значительными будут перемены в сфере машинного обучения. Но если ты думаешь о том, что будет через десять лет, спроси самого себя, что не изменится. На самом деле это самый важный вопрос. Ты можешь строить стратегию, основываясь на некоторых константах».

Герман Греф, глава банка Сбер

Коронавирус сильно подтолкнул новое состояние общества, на сцену в качестве главного актора выходит поколение Z, что в сумме создает иную картину мира, чему мы будем свидетелями…

Надо учитывать и фактор прошедших выборов в Америке, новый геополитический расклад. Это еще один элемент риска неопределенности.

Но, если не прилетит очередной «черный лебедь», 2021-й должен быть полегче, чем уходящий год. Тем не менее нужно с открытыми глазами смотреть на то, куда мы движемся. Если окажемся консервативнее, чем нам позволяет упущенное ранее время, то станем участниками еще больших катаклизмов.

В составлении подборки использовались материалы с сайтов РБК и ТАСС.

Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ

tg