Fitch Ratings восстановило кредитный рейтинг Ташкента на уровне «BB-» со стабильным прогнозом
Финансовые показатели столицы остаются стабильными, несмотря на риски в доходах и расходах

Фото: Абдумавлон Мадмусаев / Kapital.uz
Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings восстановило и присвоило Ташкенту, долгосрочные рейтинги дефолта эмитента (IDR) в иностранной и национальной валютах на уровне «BB-» со стабильным прогнозом.
Напомним, в декабре 2023 года агентство сообщило об отзыве долгосрочных кредитных рейтингов Ташкента из-за выхода города из рейтингового процесса. В начале 2024 года хокимият заявил о намерении восстановить рейтинги.
Присвоение рейтинга отражает ожидания агентства, что финансовые показатели Ташкента останутся в пределах допустимых норм. В частности, срок окупаемости долга города, по прогнозам, не превысит 9 лет к 2028 году.
Самостоятельный кредитный профиль (SCP) города оценен на уровне «bb-», что соответствует рейтингу Узбекистана, так как местные органы власти не могут быть оценены выше суверенного уровня.
Основные факторы оценки кредитного рейтинга Ташкента
-
Профиль риска: «Более слабый»
Fitch Ratings отмечает высокую вероятность ослабления операционного баланса Ташкента в 2024–2028 годах на фоне экономических и бюджетных рисков. -
Доходы Ташкента: нестабильность источников
Доходная база города остается подверженной волатильности из-за продолжающихся налогово-бюджетных реформ. В 2023 году налоговые поступления составили 50% от общего объема доходов, трансферты от государства — 33%. Зависимость от центрального бюджета и слабая предсказуемость налогового регулирования негативно влияют на стабильность доходов. -
Ограниченная возможность увеличения доходов
В условиях ограниченной фискальной автономии Ташкент не может самостоятельно устанавливать ставки налогов или перераспределять поступления, что снижает его способность компенсировать возможное падение доходов в кризисные периоды. -
Расходы: высокая жесткость бюджета
Более 80% расходов Ташкента в 2023–2024 годах приходятся на обязательные статьи, включая фонд оплаты труда, который составляет 19% всех расходов и индексируется с учетом инфляции. -
Долговая устойчивость и ликвидность Ташкента
Город сталкивается с ограничениями на привлечение долгового финансирования. Основные обязательства Ташкента формируются через государственные предприятия (GREs), большая часть их долгов номинирована в иностранной валюте, что создает валютные риски.
К концу 2023 года объем наличных средств составил 822,5 млрд сумов, однако большая часть этой суммы предназначена для конкретных расходов.
Финансовый прогноз для Ташкента на 2024–2028 годы
По расчетам Fitch, операционный баланс Ташкента будет в среднем на уровне 1,376 трлн сумов в год, что ниже показателя 2023 года (2,233 трлн сумов). Рост налоговых доходов ожидается до 12,182 трлн сумов к 2028 году, благодаря экономическому росту Узбекистана, однако расходы также будут расти на фоне высокой инфляции.
Планируется реализация инфраструктурных проектов: ежегодные капитальные затраты города будут составлять около 2,642 трлн сумов.
Как изменения рейтинга могут повлиять на Ташкент
-
Понижение рейтинга возможно в случае ухудшения финансовых показателей города или понижения суверенного рейтинга Узбекистана.
-
Повышение рейтинга возможно при улучшении бюджетной предсказуемости Ташкента, снижении долговой нагрузки и повышении суверенного рейтинга страны.
Экологические, социальные и управленческие факторы (ESG)
Fitch Ratings присвоило Ташкенту оценку ESG Relevance Score «4» за качество данных и прозрачность. Агентство отмечает отставание города от международных стандартов раскрытия информации о долге и финансовых обязательствах.
Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ