В 2024 году экспортные грузоперевозки из Узбекистана выросли в полтора раза
Импортные же остались на прежнем уровне из-за снижения спроса на грузы из России

Фото: Министерство транспорта
В 2024 году объем заявок на экспорт грузов из Узбекистана вырос в 1,5 раза, в то время как импортные перевозки остались на уровне прошлого года из-за снижения спроса на доставку грузов из России.
Количество заявок на перевозки, размещенных на «Бирже грузоперевозок ATI.SU» увеличилось на 48%, а тарифы выросли на 6%.
Основной рост пришелся на вторую половину года: в третьем квартале число заявок увеличилось на 71% в годовом выражении, а в четвертом — на 110%. Главным драйвером экспорта стала Россия, где активность пользователей платформы выросла на 56%. Также заметный рост спроса зафиксирован на направлениях в Беларусь (+85%) и Казахстан (+67%).
В сегменте импортных перевозок наблюдалось обратное: количество заявок снизилось на 4%, а тарифы упали на 3%. Несмотря на это, показатели 2023 года удалось удержать благодаря росту активности в четвертом квартале (+23%), который компенсировал сокращение в первые три квартала. Основным фактором снижения стал спад спроса на российском направлении (-10%). В то же время возросла активность по доставке грузов из Беларуси, Казахстана и Кыргызстана, что помогло смягчить общий спад рынка.
Примечательно, что в 2023 году динамика была обратной: тогда вырос спрос на импортные перевозки, а в экспорте отмечалось замедление после бурного роста в 2022 году.
На внутриреспубликанских перевозках спрос увеличился на 66%. Однако абсолютные объемы внутреннего рынка остаются небольшими, а рост связан не только с рыночными трендами, но и с развитием «Биржи ATI.SU» в Узбекистане. Местные грузоотправители постепенно переходят от традиционных методов поиска перевозчиков к более современным цифровым инструментам.
«Рост спроса на экспортные перевозки во второй половине года стал для нас неожиданностью. Подобные тенденции мы наблюдаем и в других странах Центральной Азии, например, в Казахстане. Это связано с новыми санкциями против России, в частности, с июньскими ограничениями США, которые затруднили платежи для российских импортеров, особенно по направлениям, включая Китай. В ответ они начали искать поставщиков в других странах, включая Узбекистан. В некоторых случаях речь идет о транзите, но также наблюдается рост поставок узбекской продукции за рубеж», — прокомментировал директор представительства международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU» в Узбекистане Фарид Вахидов, директор представительства международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU» в Узбекистане.
Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ