Основатель сервиса доставки Express24 рассказал о том, для чего они инвестируют в «дарк-китчены» в Узбекистане
Предприниматель рассказал о формате и как может помочь с проблемами доставки еды
Фото: Абдумавлон Мадмусаев / Kapital.uz
Доставка еды набирает все больший интерес у бизнеса за последние годы. Об этом свидетельствуют несколько игроков зашедших на рынок и начавших свою деятельность на рынке Узбекистана. Однако, такие проблемы, как большая стоимость за доставку или увеличивающееся среднее время ожидания, большие расстояния — становятся обыденностью.
Общепит не может позволить себе нарастить необходимые обороты, чтобы удовлетворить спрос рынка. Решение — открыть кухни, работающие исключительно на доставку. Для владельцев заведений, зачастую, это непозволительная роскошь — необходимы помещения, которые должны подходить по размеру и техническим параметрам, дополнительные инвестиции и соответствующие траты на содержание таких кухонь.
В 2010-х, в мире начал обрастать популярностью формат dark kitchen («темная кухня», прим.ред), что является, проще говоря, кухней ориентированной на доставку, без посадочных мест.
Акмал Пайзиев запустил первый такой «дарк китчен» в Узбекистане еще в 2019 году, а сейчас анонсировал расширение этого формата бизнеса. Редакция Kapital.uz пообщалась с владельцем и основателем NewMax Technologies (сервис доставки Express24,сервис такси MyTaxi, Workly и MaxTrack) о том, что такое «дарк-китчен» и как он поможет справиться с вышеперечисленными проблемами в Узбекистане.
Что такое дарк-китчен
Наша концепция следующая: мы берем в аренду помещение, полностью ремонтируем его, проводим туда инфраструктуру — электричество, воду и канализацию. Готовое помещение мы сдаем партнерам. У многих ресторанов, много ресурсов уходит на вопрос с электропроводкой или установкой вытяжек, с которыми бывают сложности, когда кухня находится на первом этаже жилых домов. Все эти и другие проблемы мы берем на себя. Они приходят со своим оборудованием и начинают работать только на доставку. Тем самым, у них снижается стоимость запуска. Мы же зарабатываем не на аренде помещения — мы зарабатываем на комиссиях с заказов.
Первый свой дарк-китчен вы запускали около пяти лет назад. Работает ли он до сих пор?
Да, работает, первый дарк-китчен мы открыли в 2019 году, на Алайском базаре. Идея была такая — мы запускаем собственные бренды на популярных позициях. Это были четыре проекта на одной кухне: бургеры, пицца, концепция «бистро» и «быстрые обеды». Когда мы запустились, мы поняли, что на одной кухне можно справляться, но масштабировать такой проект сложно. Мы сами занимаемся доставкой еды, у нас много технических задач и процессов, а это абсолютно другой бизнес. Также мы поняли, что в каких-то позициях, если нет больших объемов, то вы не можете снижать себестоимость. Это касается формата «бистро» и пиццы. До сих пор на той кухне, мы готовим «быстрые обеды».
Новую кухню мы запускаем в другой концепции. Сейчас у нас в планах запустить более 20 таких проектов по Ташкенту. Первая из них, работающая по новой концепции, будет площадью 350 кв.м.
Сколько ресторанов согласились на эту идею?
Мы пригласили шесть популярных брендов, которые будут готовить на нашей кухне. Пока что я не могу назвать какие именно это рестораны, но скажу, что это будут известные рестораны в категориях пицца, два фаст-фуд бренда и паназиатская кухня.
Как вам пришла идея открыть дарк-китчен?
У сервисов доставки еды растет плотность, они вынуждены открывать такие кухни. Тому есть несколько причин. Первая причина — это снижать стоимость доставки, а это возможно, когда у вас есть инфраструктура. Рестораны успевают вам готовить и вы делаете очень много заказов в небольшом микрорайоне.
То есть, чтобы делать больше заказов, вам нужно снижать стоимость, а чтобы ее снижать — нужно больше заказов.
Во-вторых, многие рестораны не успевают работать с большим спросом. К примеру, у нас есть партнеры, которые в обеденное время по 40 минут готовят, иногда бывает и по 50 минут. Еще есть рестораны, которые строились 10 лет назад, имеют небольшие кухни и их помещение не позволяет увеличивать их. Это известные рестораны и кофейни в центре города. Когда у них и свои заказы в обеденное время, и наши объемы, то они начинают не успевать. При этом инвестировать, например, рядом с их рестораном брать отдельное помещение — тоже не выгодно. Поэтому приходим мы и строим дарк-китчены.
Сколько вы вложили в этот проект?
Смотрите, у нас сейчас идет ремонт. Только на одну кухню среднего размера — объем инвестиций составляет $200 000 — $250 000 (2,4 — 2,8 млрд сумов).
Повлияют ли такие кухни на ассортимент ресторана?
Скорее всего не повлияют, но на некоторые — может и я объясню почему. На фастфуд это не повлияет, но если это ресторан, например, паназиатской кухни или кофейня, то мы убираем те позиции, которые готовятся очень долго, больше получаса. Нам важна скорость. У нас будут требования по времени приготовления, чтобы обеспечить скорость.
Дарк-китчен в других странах является выгодным вариантом для начинающих ресторанов. Смогут ли на вашей кухни готовить новые игроки в сфере общепита?
В Узбекистане пока очень ограничено количество мест, где нет проблем с электричеством. Каждая кухня, в среднем, потребляет 30-80 кВт, то есть это серьезные мощности. Однако, такие места найти нелегко. Поэтому мы будем фокусироваться на работе с известными брендами.
Планируете ли вы открывать еще такие кухни в ближайшее время?
Мы за этот год планируем запуск пяти таких кухонь, а к концу следующего года — 24. Из них 22 будет в Ташкенте, а 2 — в регионах.
Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ