Авторынок Узбекистана замедлился: производство почти не выросло, импорт резко упал

Центробанк отмечает снижение спроса, падение сделок и рост цен на фоне ограничений и снижения покупательной способности

Авторынок Узбекистана замедлился: производство почти не выросло, импорт резко упал

В 2024 году производство автомобилей в Узбекистане составило 399,2 тысяч единиц, что лишь на 0,9% больше, чем годом ранее. Об этом сообщает Центральный банк.

После стремительного роста в предыдущие два года темпы увеличения выпуска заметно замедлились. 

Импорт автомобилей в прошлом году снизился на 7,1% по сравнению с 2023 годом. В первом квартале текущего года объем поставок упал более чем втрое.

Негативная динамика затронула и вторичный рынок: число сделок купли-продажи автомобилей снизилось на 32,9%, до 810 тысяч единиц. Снижение активности также отражается в уменьшении числа объявлений о продаже машин, особенно в последние месяцы. 

Больше всего предложений по-прежнему фиксируется в Ташкенте и Ташкентской области, где расположены крупные авторынки. Центральный банк объясняет происходящее снижением спроса, падением покупательской способности населения и сезонными факторами.

Центральный банк объяснил резкое снижение импорта электромобилей тем, что в Узбекистане были введены меры по регулированию и ужесточению их ввоза.

Также регулятор провел анализ ценовой динамики на внутреннем автомобильном рынке, отдельно рассмотрев сегменты новых и подержанных машин. С марта 2023 года наблюдалось заметное снижение индексов цен на новые автомобили как в национальной, так и в иностранной валюте. 

В последующий период в сумах цены начали расти, однако в долларовом выражении сохранялась общая тенденция к снижению. С 2025 года, по наблюдению Центрального банка, цены начали демонстрировать тенденцию к росту.

В марте текущего года стоимость новых автомобилей на вторичном рынке увеличилась на 4,7% в сумах и на 1,6% в долларах по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такая динамика по оценке регулятора объясняется снижением объемов импорта на фоне высокого спроса на новые машины внутри страны.

Цены на подержанные автомобили демонстрировали более разнонаправленную динамику. В долларах они оставались выше базового уровня до сентября 2023 года, а в сумах до середины 2024 года. Впоследствии в обоих случаях началось постепенное снижение. Центробанк связывает это с ростом интереса потребителей к новым автомобилям. 

При покупке машины водители чаще обращают внимание на качество, гарантийное обслуживание, экономичность и современные технологии. Кроме того, кредитные и лизинговые программы как правило распространяются преимущественно на новые авто, что также способствует увеличению спроса в этом сегменте.

Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ

tg

Материалы по теме

Узбекистан теряет до $50 млн в год из-за отсутствия монетизации YouTube
/
Узбекистан теряет до $50 млн в год из-за отсутствия монетизации YouTube
Управляющий директор Octobank Владимир Васильев поделился ключевыми тенденциями рынка
/
Управляющий директор Octobank Владимир Васильев поделился ключевыми тенденциями рынка
Светлана Хе, Uzum Bank: мы придерживаемся принципа ответственного развития продуктов
/
Светлана Хе, Uzum Bank: мы придерживаемся принципа ответственного развития продуктов