Агентства по развитию рынка капитала больше нет. Что об этом думают участники рынка?

Руководители инвестиционных компаний Узбекистана рассказали Kapital.uz, о чем говорит упразднение Агентства по развитию рынка капитала и что теперь будет со всей сферой.

Агентства по развитию рынка капитала больше нет. Что об этом думают участники рынка?

Как Kapital.uz писал ранее, Агентство по развитию рынка капитала (АРРК), созданное в Узбекистане в январе 2019 год, упразднили, а его функции передали Министерству финансов.

Мы спросили руководителей инвестиционных компаний, о чем говорит этот шаг и как он отразится на рынке капитала.

Мунир Якубов, основатель и руководитель Portfolio Investments:

— Как мне известно, в начале 90-х рынок капитала уже был под регулированием Минфина. Получается, мы вернулись назад, в самое начало. Мне кажется, наверху идёт какой-то баттл между различными ведомствами финансового сектора. Только от таких действий могут серьёзно пострадать все участники рынка.

Идею с единым регулятором нужно было реализовать не так. Естественно, регулятором не должны были быть ни Минфин, ни Центральный банк, а абсолютно независимая организация. В идее создания АРРК всё это было заложено, но, к сожалению, агентство было недостаточно независимым.

Ещё один важный момент: я не понимаю, как крупный держатель всех госпакетов может стать ещё и регулятором рынка? Регулятор должен быть независимым, чтобы защищать интересы и права всех акционеров.

Очень надеюсь, что все принятые меры обдуманы тщательно и те, кто предложил и принял такие решения, имеют на это веские причины.

Карен Срапионов. Фото из личного архива

Карен Срапионов, партнер Avesta Investment Group:

— На прошедшей в марте конференции «Роль финансового рынка в обеспечении устойчивого экономического развития» практически все специалисты указывали, что необходимо утвердить единую стратегию и политику в области развития финансового рынка.

Передача функций агентства в Минфин позволит сконцентрировать существенный объем полномочий у министерства, что позволит им единообразно и глубоко проанализировать состояние рынка, поставить цели его развития и анонсировать общую долгосрочную стратегию, что должно обеспечить уверенность как инвесторов, так и участников рынка.

Конечно, в идеале функции регулирования стоило передать в отдельное ведомство, подчиненное Сенату Олий Мажлиса, а функции развития передать министерству.

На данный момент присутствует конфликт интересов между Минфином как ведомством, координирующим приватизацию банков и реструктуризацию крупнейших АО в стране, и Минфином как регулятором рынка. В такой ситуации особое внимание должно быть уделено внутреннему контролю деятельности подразделения Минфина, чтобы обеспечить непредвзятость и равные права для всех участников рынка.

Евгений Можейко. Фото: Freedom Finance

Евгений Можейко, исполнительный директор Freedom Finance в Узбекистане:

— Профессиональное сообщество делало большие ставки на АРРК с точки зрения развития локального рынка, было проделано много работы по обсуждению законов, регулирующих деятельность на фондовом рынке, включая главный документ уже несуществующего агентства «Стратегия развития рынка капитала на 2020—2025 годы», который так и не был утверждён. Данная стратегия предполагала революционное развитие рынка капитала Узбекистана.

Теперь непонятно, продолжит ли Минфин процесс согласования стратегии и будет ли в конечном счете она утверждена, или Минфин предложит рынку и профессиональным участникам свое видение развития рынка капитала.

На наш взгляд, регулятор в лице Минфина должен быть активным участником фондового рынка.

Обратимся к международному опыту: Центральный банк России и Национальный банк Казахстана — с одной стороны, государственные регуляторы фондового рынка, а с другой — профессиональные участники, активно ведущие операции с ценными бумагами (они выпускают ОФЗ или облигации, привлекая капитал на внутреннем рынке с участием широкого круга инвесторов, в том числе иностранных).

Минфин с точки зрения расширения программ заимствования на внешних рынках может также активно начать привлекать капитал и на местном рынке, предоставив возможность покупать ГЦБ (государственные ценные бумаги) на площадке фондовой биржи «Тошкент» физическим лицам, а также нерезидентам, что, в свою очередь, даст участникам рынка возможность развить операции прямого и обратного РЕПО с ГЦБ.

Для увеличения объемов сделок Минфин может начать активно вовлекать банки и страховые компании, тем более что последние также находятся при Минфине под контролем Агентства по развитию страхового рынка. Это может стать началом появления и активной деятельности на фондовом рынке институциональных инвесторов (банков, страховых организаций, пенсионного фонда).

Фаррух Ходжаев. Фото: личный архив

Фаррух Ходжаев, директор Kap Depo:

— Цель регулирования — создание и поддержка эффективной работы рынка ценных бумаг, обеспечение равноправия для всех участников рынка, недопущение ущемления интересов инвесторов и, как следствие, приток национальных и иностранных инвестиций.

Решение президента об упразднении АРРК сигнализирует о том, что правительство не увидело практических результатов в деятельности агентства и посчитало, что ведомство не справляется со своими задачами.

Фондовый рынок Узбекистана находится на стадии становления и нуждается больше в развитии, нежели в регулировании, а для этого необходимы фундаментальные реформы.

Наряду с институциональными реформами, для повышения интереса инвесторов и бизнеса вкладывать и привлекать средства через фондовый рынок необходимы решения стимулирующего характера, такие как освобождение от налогообложения доходов, получаемых от ценных бумаг и прочее.

В идеале регулятор должен быть независимым, еще лучше — в тандеме с сильной саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг (СРО). Однако, как видим, правительство посчитало, что нашему регулятору еще рано быть независимым.

В феврале профессиональное сообщество рынка ценных бумаг воссоздало Национальную ассоциацию инвестиционных институтов (НАИИ). Организация готова помогать регулятору, в том числе в нормотворческой деятельности, и работать в тандеме. Было бы целесообразно часть функций регулятора, таких как аттестация специалистов, награждение профучастников и прочее, передать НАИИ.

Такие ресурсы, как Единый портал корпоративной информации и Единый программно-технический комплекс (ЕПТК), государством не развиваются и плохо финансируются. Эти ресурсы также было бы целесообразно передать под управление НАИИ, и профессиональные участники будут сами их финансировать и развивать.

Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ

tg