Из Ташкента в Кремниевую долину: Анна Расулова о том, как работала в eBay, PayPal и Google и ради чего уволилась
Узбекистанка Анна Расулова получила стипендию в Брауновском университете и уже 13 лет придумывает корпоративные стратегии для глобальных технологических гигантов. Kapital.uz поговорил с ней о том, как построить карьеру в Кремниевой долине — средоточии лучших специалистов мира
Анна Расулова переехала в США в 18 лет, получив полный грант на учебу в одном из университетов Лиги плюща, и построила карьеру в Кремниевой долине. Как попасть в топовые компании, она рассказала специально для Kapital.uz.
Университеты США ищут тех, кто хочет изменить мир
Я всегда хотела учиться и строить карьеру за границей и целенаправленно к этому шла. Родители с детства привили мне привычку упорно трудиться, мотивировали добиваться успехов в учебе.
Своей стартовой площадкой могу назвать Ташкентскую международную школу (Tashkent International School), куда я поступила по гранту — это была очень хорошая база и поддержка для подготовки документов в американские вузы.
Чтобы собрать успешный пакет документов, важно, помимо хороших оценок и рекомендаций, показать свои увлечения и интересы вне учебы. Для меня это были дебаты — я очень интенсивно этим занималась, представляла Узбекистан на международных соревнованиях.
Лучшие университеты США ищут не просто умных людей, а тех, у кого есть страсть и желание оставить след в этом мире. Очень важно об этом помнить.
Я подавала в дюжину университетов, и во всех, кроме одного, мне дали стопроцентные гранты — это значит, что я не только бесплатно училась, но и получала средства на проживание и учебные материалы.
Вот так в 2004 году я отправилась изучать экономику и международные отношения в Брауновском университете, который входит в элитную Лигу плюща — список из восьми топовых вузов США (Гарвард, Йель, Принстон и другие). Мне было 18 лет.
Старт карьеры и MBA
На третьем курсе я выиграла грин-карту и решила остаться в Штатах. Найти первую работу было непросто — конкуренция еще жестче, чем при поступлении в универ. И если абитуриент из Узбекистана — своего рода изюминка, то на рынке труда это уже никому не интересно. В Кремниевой долине ты конкурируешь с блестящими, очень умными людьми, которые окончили сильные университеты.
Конечно, учеба в престижном заведении помогла мне открыть двери ко многим работодателям. Плюс каждое лето я проходила стажировки и делала исследовательские проекты, чтобы улучшить свою профессиональную кандидатуру. К концу обучения я получила предложение от Simon-Kucher & Partners, мирового лидера в консалтинге в сфере маркетинга и ценообразования для крупных компаний.
Три года я работала консультантом в Кремниевой долине, моим клиентами были PayPal, LinkedIn и другие технологические гиганты. Мы помогали им понять, как выстроить и развивать прибыльность продуктов.
Я хотела расти дальше и решила получить MBA. Тем, кто занимается не техническими специальностями, а бизнес-менеджментом, MBA поможет подняться на следующий уровень в карьерном росте, особенно если идешь в топовую школу.
Уортонская бизнес-школа, где я изучала маркетинг и бизнес-операции, считается одной из топовых. На этот раз учебу я оплачивала сама — откладывала деньги специально для этой цели, так как считала, что это лучшая инвестиция в себя, а также взяла займы от государства (обучение по программе MBA в Уортоне обойдется в более чем $222 тысячи, учитывая стоимость проживания, учебных материалов, медицинской страховки и прочие расходы — Прим. Kapital.uz).
American Express, eBay и PayPal
После первого года учебы на MBA во время летних каникул принято проходить стажировку у одного из потенциальных работодателей — это возможность понять, нравится ли тебе компания. Я стажировалась в American Express и жила в Нью-Йорке, что всегда хотела испытать. Однако я поняла, что это не моя компания, мне были больше интересны более нетрадиционные финансовые продукты, такие как PayPal. Я хотела вернуться в Кремниевую долину, отчасти по личным причинам.
В eBay и Paypal (тогда, в 2013 году, это еще была одна компания) я попала, когда они приезжали в Уортон в поисках кадров. Искали одного человека во всех школах Лиги плюща, и место получила я.
Меня включили в группу из семи консультантов президента корпорации. Мы разрабатывали корпоративные стратегии и давали рекомендации по росту: какие рынки развивать и как, какие компании покупать, какие партнерства устанавливать.
Это было дико увлекательно и я не планировала увольняться, но в 2014 году PayPal отделили от eBay. Мне предложили остаться в одной из компаний, но мне было интересно развивать стратегии именно для холдинга. Тогда я приняла одно из своих лучших профессиональных решений — подала заявку в Google.
Как пройти собеседование в Google
Google на тот момент была одной из самых инновационных компаний. Мне была очень близка их культура, миссия и профессиональная атмосфера: развивать классные технологии, не причинять вреда и другие принципы.
Собеседования в Google известны своей сложностью, так что я усиленно готовилась. Искала в интернете вопросы, которые задают на интервью, и написала сама для себя громадный документ на 20 страниц. Вопросы могут быть совершенно разными, я просто изучала подход и пыталась понять, что Google ищет в кандидатах.
Вопросы условно можно разделить на три категории.
- Первое: твои ценности, опыт лидерства, как ты общаешься. В консалтинге существует так называемый тест самолета, цель которого — понять, насколько комфортно с человеком было бы переждать многочасовую пересадку в аэропорту. Те, кто слишком любит конкурировать или спорить, отсекаются — культурно такие люди не подходят для Google.
- Второе: вопросы, связанные с профессиональным опытом. У меня к тому времени уже был хороший стаж и солидное резюме.
- Третье: задачки, которые показывают, как ты подходишь к решению проблем. Типичный вопрос, который задавала я, когда уже сама проводила собеседования: сколько самолетов вылетают из аэропорта Сан-Франциско каждый день? Это абсолютно абстрактная задача, правильного ответа нет. Важно, как человек рассуждает и делает предположения.
В Google постоянно ощущаешь небольшое давление
Начинала я в Google я начинала маркетологом продуктов (product marketing manager). Это оказалось не так интересно, как я думала, поэтому через полтора года перешла в отдел развития бизнеса.
Моей задачей было понять, как мы можем найти точки соприкосновения с другими проектами и компаниями, создать что-то вместе: философия «Один плюс один — это больше, чем два».
Почти пять лет я была лицом и голосом Google во внешних переговорах и на глобальных конференциях, объездила очень интересные точки мира.
В мире Google ты постоянно ощущаешь небольшое давление — ты постоянно должен развиваться, постоянно делать что-то новое. Признаюсь, иногда от этого устаешь.
Google — это большая часть моей профессиональной траектории. Но за эти семь лет компания выросла в три раза (здесь работают 140 тысяч человек), и я почувствовала, что процессы стали очень громоздкими. Мне хотелось чего-то намного новее, компактнее и подвижнее. В Кремниевой долине очень популярно работать в стартапах, небольших и динамичных командах. Плюс дочки подросли, и я была готова к большему карьерному риску.
Четыре месяца назад я ушла из Google. Это было непростое решение, но я абсолютно не жалею — пришло время попробовать что-то новое.
Текущий проект: Shopify
Теперь я веду бизнес-стратегии продуктов канадской компании Shopify, которая вершит революцию в электронной коммерции. Это торговая площадка наподобие Amazon или AliBaba, но со своим уникальным подходом.
Меня привлекло, что они хотят решать проблемы и создавать возможности для малого и среднего бизнеса, а не исполинских компаний. Такая философия мне близка. К тому же мне было важно заниматься продуктом, который стратегически важен для компании, мне очень понравились сотрудники и предлагаемый перечень ответственности.
Во время карантина компания полностью перешла на удаленную работу: половина команды работает из Швеции, я сама живу в Сан-Франциско. Это создает ощущение по-настоящему глобальной культуры.
Установка на рост
Когда-то отец мне сказал, что карьера — как поезд: сначала нужно очень много работать, чтобы заложить фундамент для рельсов. Как только ты достигнешь определенного уровня, можно поставить свой поезд на рельсы, и он будет спокойно и плавно идти. Я думаю, это первое, что нужно для карьерного роста — упорный труд.
Второе — не бояться падать. Идти на риски (осмысленные) — что в карьере, что в личных интересах. Если что-то не получилось, не опускать руки, а извлечь урок, стать сильнее и мудрее. Именно то, как ты проходишь через плохой опыт, определяет твою устойчивость, твой стержень.
Третье — очень актуальное в Кремниевой долине понятие growth mindset (установка на рост). Люди делятся на две категории: одни считают, что талант — это врожденное (fixed mindset, установка на данность), вторые понимают, что только работа над собой поможет чего-то достичь.
Кроме того, очень помогает иметь старшего наставника. Именно поэтому мы с моим другом Алишером Сайдалиходжаевым, который работает в WhatsApp, решили запустить менторский проект Oxiana Fellows Incubator, чтобы вернуть что-то Узбекистану и передать стране знания запада.
Мы уже начали работать с президентскими школами, будем менторить их учеников. Наша цель — не помочь уехать за границу, а помочь реализовать свой потенциал. С Алишером мы дружим с детства, и в молодости определенные люди давали нам обоим шансы, советы, помогали открыть двери. Нам хочется сделать что-то похожее и помочь талантливой молодежи страны.
Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ