Руководство компании Chortoq поделилось, как устроено производство минеральной воды в Узбекистане

Генеральный директор Chortoq Алексей Тудаков также поделился, как за 4 года присутствия на рынке, компании удалось завоевать половину рынка.

Руководство компании Chortoq поделилось, как устроено производство минеральной воды в Узбекистане

Как часто мы задумываемся над тем, какой продукт мы потребляем — отечественного или импортного производства? Сегодня расскажем про производство отечественной минеральной воды Chortoq, которая расположена в городе Наманган. В производство было инвестировано $4,5 млн, вода экспортируется в страны СНГ, Европы и Восточной Азии, а ближайшем будущем компания запускает третью смену, что означает круглосуточное производство воды.

Kapital.uz побеседовал с генеральным директором компании Chortoq Алексеем Тудаковым и узнал об истории и планах компании.

Алексей Тудаков, генеральный директор компании Chortoq

— Когда вы зашли на рынок, был большой конкурент в лице Borjomi. При аналитике продукта до запуска — какие конкурентные преимущества вы подчеркнули для себя?

Зимой 2017 года мы провели исследования рынка. Им безраздельно правил Borjomi. Процент нашей узнаваемости был менее двух. Мы понимали, исходя из исследований то, что рынка лечебной воды в Узбекистане нет и нам нужно будет создавать его с нуля. Также было очевидно, что качественного премиального продукта местного производства в Узбекистане не было. Мы были новаторами. Первое из чего мы исходили — это качество и полезные свойства. Вода была достаточно хорошо известна и исследована в советское время, однако о ней практически забыли в наше. К сожалению, полезные свойства это только часть истории. Нам предстояло сделать качественный премиальный продукт. Если обратиться к цифрам, в 2017 году, годовой оборот был низок — около 1,8 млрд сум. При это на узнаваемость бренда, продукта из этой суммы на маркетинг мы потратили более 800 млн сум.

Если говорить про конкурентные преимущества, то их на самом деле очень много. Начнём со вкусовых качеств и минерализации. В нашей воде 22 основных микроэлемента и ещё множество других, менее выраженных. При этом минералы находятся в идеальном балансе. Нет элементов которые бы сильно доминировали над другими, общая минерализация ниже почти в два раза. Таким образом, наша вода подходит как для профилактики заболеваний, так и для ежедневного употребления, чтобы утолить жажду. Количество микроэлементов определяет так же легкий мягкий вкус. Отдельно мы проанализировали уровень газации воды конкурентов и сделали воду менее насыщенной углекислым газом. Кроме того, в воде содержится суточная норма йода для человека, что в нашем эндемическом регионе имеет особенное значение. Наш продукт даже по внешнему виду разрабатывался с учетом предпочтений местного населения. Было проведено множество исследований, фокус групп. Мы очень серьезно подошли к выбору внешнего вида продукта. Если говорить о других преимуществах — это наличие сильной локальной команды и ценовая категория. Мы дешевле всех зарубежных аналогов. При этом мы не уступаем им не по внешнему виду, ни по свойствам, ни по вкусовым качествам.

— Сколько было инвестировано средств при запуске — это был личный капитал, инвестиции или, может быть, кредиты?

В создание компании было вложено более $4,5 миллиона собственных инвестиций. Это были как частные инвестиции, так и вложения инвестиционной компании из Голландии.

— Если говорить о нынешнем положении — расскажите вкратце о рынке, насколько конкурентоспособен продукт, благодаря чему и какой оборот в 2020 году у вас был?

Если говорить про настоящее время наша компания лидирует на рынке лечебно столовых вод. Естественно, конкуренты не дремлют и на рынке появилось еще множество предложений. Оборот компании в 2020 году составил более 40 миллиарда сум. Компания растёт и развивается. К тому же, в 2020 мы запустили новые проекты. Представили рынку семейный формат воды 0,75 литра. Запустили лечебно столовую воду с натуральными ароматизаторами, без добавления сахара — сейчас это мировой тренд. В данном сегменте в Узбекистане, мы были пионерами.

Кроме того, наблюдая за развитием Chortoq, брендом заинтересовалась российская компания, которая выкупила 40% доли бизнеса. Средства будут направлены на расширение производства и линейки продуктов.

— Производство находится в Намангане. Если говорить о ежемесячных тратах, каков пакет расходов? Сырье, производство, аренда, транспортировка и дистрибуция (внутри страны).

Пакет расходов достаточно большой. Мы тратим большие деньги на обеспечение и поддержание качества. Кроме собственной площадки, мы также вынуждены арендовать площадки для хранения сырья и материалов. В производстве стекла очень высок сезональный фактор. Зелёное стекло производится не круглогодично, поэтому необходимо четко планировать периоды закупа и поставок бутылок. Мы стараемся иметь собственный автопарк, однако, к сожалению, его не хватает для покрытия 100% логистических запросов, приходится арендовать транспорт. Общая доля затрат на логистику варьируется от 2 до 4% от оборота. Компания на данный момент создала более 150 рабочих мест. Рынок FMCG (товары повседневного спроса, прим.ред) очень насыщенный и требует поддерживать конкурентные условия труда. Фонд заработной платы составляет существенную долю в расходах компании. В связи с короновирусом и некоторыми процессами в последнее время наблюдается существенный рост стоимости сырья и материалов. Рост затронул практически все, начиная от упаковочных материалов в виде пленки, заканчивая металлом, что отражается на стоимости рекламных материалов. Если же говорить о затратах на дистрибуцию, то кроме того, что дистрибьютор несёт важную функцию по обеспечению присутствия воды на полках и сбора денег с торговых точек, он также является коммерческим предприятием, который хочет своей работой зарабатывать деньги. Их работу также необходимо контролировать, это одна из задач коммерческого отдела. Нужно понимать, что товар, покинув завод, не сразу попадает на полку магазина. Сначала он попадает к дистрибьютору, а он, ставя на товар свою маржу продаёт его торговой точке, которая также зарабатывает на своем уровне. Таким образом, цена товара, пройдя путь от завода до потребителя может вырасти до 50%.  Если же говорить о продвижении продукции, то первоначальные расходы по запуску продукта на рынок могут достигать до 50% от оборота. Сейчас цифры значительно ниже, однако они не могут опуститься ниже определенной отметки.

— Как сегодня выглядит производство? Какое у вас оборудование, откуда и за какую цену приобретено? Какие мощности у вас на сегодняшний день?

В данный момент у нас в распоряжении стоит линия корейской компании на приобретение которой было потрачено более $1 миллиона. Это не только сама линия, но и системы фильтрации и подготовки воды для розлива, упаковочное оборудование. В данный момент линия работает на скорости 4000 бутылок в час. Завод работает в три смены, в сентябре ожидаем прибытие итальянского оборудования, которое позволит нам увеличить производственную мощность почти в 2,5 раза.

— Какие существуют трудности, связанные с производством? К примеру, повышение цен вендеров, импорт сырья или другие проблемы.

На самом деле их достаточно. Произошёл резкий рост цен на гранулы пластика и металл, также рост цен на соду на внутреннем рынке. За короткое время цены выросли и на стеклянную бутылку. Постоянно растут цены на энергоносители. В летнее время всегда наблюдается дефицит углекислого газа. Сырье для производства, этикетки импортируются из-за рубежа. Крышки приходится закупать заграницей, так как нужного качества крышек в Узбекистане нет. Есть проблемы, связанные с кадровыми вопросами. Найти квалифицированные кадры, несмотря на большое предложение людей на рынке труда, очень тяжело. Это касается всех сфер — и финансовой, и производственной. Сезональный фактор производства зелёного стекла тоже накладывает определенные сложности как финансовые, так и складские, и логистические.  

— Сколько, на сегодняшний день, направлений у вас в производстве? Или что из себя представляет линейка продуктов?

В данный момент мы производим лечебно-столовую воду в трёх форматах 0,33, 0,5 а также 0,75 литра. Кроме того, у нас есть линейка лечебно-столовой воды со вкусами лайма, лимона и мяты в форматах 0,5 и 0,33 литра.

— Как проходит сертификация продукта до того, как он попадает на витрины?

Мы проводим несколько этапов сертификации. Это и сертификация на соответствие требованиям местного регулятора, а также международную сертификацию на соответствие требованиям HASSAP и FSSC. Также сертификация СГР на страны таможенного союза. Процесс сертификации подразумевает проверку компании на соответствие стандартам — это целый ряд регламентных анализов, соответствие упаковки и производственных процессов международным стандартам качества и пищевой безопасности.

— Как обстоит дело с экспортом на сегодняшний день? В какие страны поставляете, как решаете вопрос с дистрибьютерами, каков объем поставок?

За последние несколько лет  — география нашего экспорта расширилась. Мы экспортируем в Афганистан, Южную Корею, Россию, Таджикистан, Киргизию, Казахстан и в республику Беларусь. К сожалению, последние два года Таджикистан ввёл значительные заградительные пошлины и фактически закрыл свой рынок для напитков из Узбекистана. При экспорте, найти хорошего дистрибьютора, который будет верить в продукт также как ты и развивать его достаточно трудно. На экспортных рынках есть множество конкурентов. Везде нужны правильные подходы, правильные партнёры. В данный момент мы только в начале серьезного и большого пути развития экспорта. Объемы экспорта на данный момент не превышают 5% от оборота компании. В последние годы государство активно помогает экспортерам — этот процесс стал значительно легче. Однако, лечебная вода требует долгосрочного системного подхода и больших инвестиций, так что пока мы лишь в начале пути. В 2019 году, во время визита Президента Республики Узбекистан на наш объект, я сказал ему, что наша цель — сделать воду знаменитой за пределами Узбекистана. Мы хотим, чтобы когда люди слышали слово «Чорток», они с теплотой и любовью вспоминали Узбекистан.

Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ

tg

Материалы по теме

M Cosmetic в Узбекистане: от анализа рынка до успешных планов на 2024 год
/
M Cosmetic в Узбекистане: от анализа рынка до успешных планов на 2024 год
ZOOD и Yandex Delivery запустили в Ташкенте экспресс-доставку заказов
/
ZOOD и Yandex Delivery запустили в Ташкенте экспресс-доставку заказов
Евгений Можейко: «Мы понимаем, что для многих узбекистанцев покупка акций UzAuto на IPO будет их первой инвестицией на фондовом рынке»
/
Евгений Можейко: «Мы понимаем, что для многих узбекистанцев покупка акций UzAuto на IPO будет их первой инвестицией на фондовом рынке»