19 видов овощей и фруктов из Узбекистана имеют преимущества на мировом рынке — ИПМИ

Эксперты ИПМИ провели оценку конкурентоспособности плодоовощной продукции Узбекистана на внешних рынках

19 видов овощей и фруктов из Узбекистана имеют преимущества на мировом рынке — ИПМИ

Институтом прогнозирования и макроэкономических исследований (ИПМИ) проведено исследование для оценки международной конкурентоспособности плодоовощной продукции.

Проанализировав торговые показатели конкурентоспособности на основе выявленных сравнительных преимуществ, эксперты определили, по каким продуктам плодоовощеводство Узбекистана и перерабатывающая промышленность являются наиболее конкурентоспособными на мировом рынке. Об этом сообщает пресс-служба ИПМИ.

Согласно результатам расчетов, из 35 анализируемых групп товаров в 2015-2020 годах, Узбекистан обладал существенными сравнительными преимуществами только по 16 группам товаров. Взятые вместе, эти группы товаров представляли почти 40% общего экспорта узбекистанской плодоовощной продукции в 2019 году.

Одним из наиболее распространенных показателей для оценки международной конкурентоспособности является индекс RCA (Revealed comparative advantage).

RCA это индекс выявленных сравнительных преимуществ. Если индекс RCA больше 1, то считается, что страна обладает конкурентным преимуществом в производстве товара X. Чем больше индекс, тем больше конкурентное преимущество. Чем ниже индекс RCA, тем менее конкурентоспособным является товар.

Для расчёта Индекса RCA по плодоовощной продукции и продуктам её переработки, производимым в Узбекистане, была использована статистическая база данных UN Comtrade, а также данные Госкомстата Узбекистана.

Учитывая, что RCA имеет дело только с экспортом, не принимая в учет импорт, что может привести к некорректным результатам, экспертами ИПМИ были также проведены расчеты индекса Лафея (LFI) по экспорту плодоовощной продукции.

LFI это торговые индексы для расчета сравнительных преимуществ на основе данных по чистым торговым потокам, если индекс LFI по товару Х принимает значения больше 0, продукция считается конкурентоспособной на мировом рынке, соответственно отрицательное значение свидетельствует о ее неконкурентоспособности.

Особенность индекса Лафея (LFI) состоит в том, что он позволяет определить вклад отдельных товарных групп в нормированный торговый баланс страны.

Эксперты ИПМИ, сравнив средние значения индексов RCA и LFI, полученные из расчетов двух индексов, определили следующие группы плодоовощной продукции:

Фото: ИПМИ

Проведённое исследование показало, что большая часть плодоовощной продукции Узбекистана достаточно конкурентоспособна на мировом рынке. Следующим этапом может служить разработка Программы увеличения конкурентоспособности плодоовощной продукции и продуктов её переработки. В ее рамках необходимо акцентировать внимание на отдельных видах плодоовощной продукции с учетом предпочтений на мировом рынке (по сортам и качеству) и имеющегося потенциала отрасли в Узбекистане.

Ранее Kapital.uz писал, про причины зарождения тренда на замену абрикосовых плантаций на персиковые на узбекских полях. Этот тренд начался задолго до 2021 года, когда урожай абрикосов погиб из-за сильных заморозков.

Больше новостей про финансы и бизнес в Телеграм-канале @KPTLUZ

tg